Методическое объединение «Пушкинский бал» (музыкальная гостиная для детей подготовительной группы)
Цель: Создание у детей радостного настроения, положительного эмоционального отклика.
Задачи:
- актуализировать представления детей о Пушкинской эпохе (костюмах, манерах, обиходе, музыкальном и поэтическом искусстве);
- побуждать детей к творческим проявлениям во всех видах деятельности;
- воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа; коммуникативные навыки, желание взаимодействовать со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu.doc | 706.5 КБ |
mo_pushkinskiy_bal.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Пчёлка»
города Асино Томской области
«Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
(выступление на конференции)
Выступление подготовила:
Солдатова Татьяна Леонидовна,
музыкальный руководитель
г. Асино, 2019
«Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.
В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.
Решение проблемы экологического воспитания дошкольников, наиболее остро вставшей в последние годы, в нашем саду решается в различных видах детской деятельности, в том числе и на музыкальных занятиях.
В повседневной жизни мы, сами того не замечая, воспитываем в дошкольниках любовь к природе. Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях с раннего возраста. Рассмотрим вариант формирования у ребёнка экологической культуры на примере программы музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, ориентированной на возраст от трех до семи лет.
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Создание доброжелательной атмосферы помогает детям быть творчески раскованными, любознательными, проявить свою инициативу. Музыкальный материал составлен с учётом природного, народного, светского и частично исторического календаря. Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение, в него включены музыкально-ритмическое движение; развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковая гимнастика; слушание музыки; распевание, пение; пляски, игры, хороводы.
Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А. Серова), зайчиком («Зайчики» Е. Тиличеевой), мишкой («Мишка» М. Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т. Ломовой). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа. Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки.
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц. В песнях и сюжетах несложных танцев всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления (р.н.п. «Петушок», «Лошадка» М. Симоновского, «Пляска с листочками» А. Филиппенко, «Дождик» Н. Любарского и др.).
Один из основных педагогических принципов программы – принцип последовательности и преемственности.
На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается. Продолжает формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Разучивая новый музыкальный материал, обязательно провожу с детьми вводную беседу. Например, разучивая в средней группе «Огородную-хороводную» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой), расспрашиваю у детей о приметах осени, об овощах, выращенных на своём огороде, или перед исполнением песни «Весёлый жук» (сл. и муз. Р.Котляревского) веду беседу о насекомых, рассказываю детям о том, что даже к самым маленьким жукам нужно относиться бережно. Дети начинают понимать, что все животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
При слушании музыки предлагаю детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведениям. При проведении таких занятий можно оттолкнуться и от обратного: предложить детям посмотреть за окно, поговорить о том, какая сегодня на улице погода, нарисовать увиденную картинку, а затем прослушать два музыкальных отрывка и спросить у детей, какой из отрывков, по их мнению, лучше передаёт состояния природы. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.
Таким образом, влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, я провела немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями.
В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников посредством музыкальных занятий мы получаем следующие результаты:
- с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
- ребёнок осознаёт себя частью природы;
- воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
- формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Пчёлка» города Асино Томской области
Методическое объединение
«Пушкинский бал»
(музыкальная гостиная для детей подготовительной группы)
Музыкальный руководитель:
Солдатова Татьяна Леонидовна
г. Асино, 2018
«Пушкинский бал»
(музыкальная гостиная для детей подготовительной группы)
Цель: Создание у детей радостного настроения, положительного эмоционального отклика.
Задачи:
- актуализировать представления детей о Пушкинской эпохе (костюмах, манерах, обиходе, музыкальном и поэтическом искусстве);
- побуждать детей к творческим проявлениям во всех видах деятельности;
- воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа; коммуникативные навыки, желание взаимодействовать со сверстниками.
Действующие лица:
Взрослые и Дети:
- Кот Ученый
- Пушкин – ребенок
- Девочки – дамы
- Мальчики – кавалеры
Зал оформлен в старинном стиле.
Ход занятия.
Звучат фанфары. В празднично оформленный зал заходят дети под «Вальс» П. Чайковского. Их встречает Кот Учёный.
Кот Ученый: Сверкает наш нарядный зал!
Теплом согреты лица!
Пришла пора открыть наш бал
И в танце закружиться!
Бал объявляется открытым!
Кавалеры, приглашайте дам!
Исполняется «Полонез», музыка Поля Мориа
(1 Пара выходит на середину зала)
Дама 1 (обращаясь к 1 кавалеру): Вы были вчера на приёме у графини?
Кавалер 1: О, нет! Какое сожаленье!
Дама 1: Там Пушкин был! Мы все в восторге от его стихов!
Кавалер 1: О Пушкине все разговоры! Каков он? (Обращаясь ко всем) Господа, Вы знаете его?
(2 Пара выходит на середину зала)
Дама 2 (выходит с альбомом): Ах, Александр Пушкин, шутник и балагур! Он написал свои стихи в моём альбоме!
Кавалер 2: Позвольте, я прочту их, мадемуазель?
Дама 2: Прошу вас, месье! (отдаёт ему альбом)
Кавалер 2 (делает вид, что читает):
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года»;
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин» 7 глава)
Все гости: Браво! Браво! Как прелестно! Шарман! Шарман (фр)
Кот Ученый: Весенние голоса пусть в музыке звенят!
И в вальсе Иоганна Штрауса девиц всех закружат!
Девочки исполняют вальс «Весенние голоса», музыка И. Штрауса
Все Кавалеры: Браво! Браво! Какой прелестный вальс!
(3 девицы выходят на сцену. Кто – то шепчется: «Сейчас нам будет представленье! Как интересно! Тише, господа!»)
Кот Ученый: Прошу минуточку вниманья, Господа!
1 сестра: Позвольте нам с сестрицами Вам сцену разыграть!
2 сестра: А Вас попросим автора мы угадать и её названье!
Все гости: Просим! Просим! (аплодисменты)
Исполняется сценка «Три девицы под окном» («Сказка о царе Салтане»)
Кот Ученый: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 сестра: «Кабы я была царица, —
Кот Ученый: Говорит одна девица, —
1 сестра: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2 сестра: «Кабы я была царица, —
Кот Ученый: Говорит ее сестрица, —
2 сестра: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3 сестра: «Кабы я была царица, —
Кот Ученый: Третья молвила сестрица, —
3 сестра: Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Все гости: Браво! Браво! Как прелестно! Шарман! Шарман (фр)
Кавалер 3: Позвольте мне! Я дам ответ! Это сказка Пушкина «О царе Салтане»!
Кот Ученый: Правильно, да не совсем! А кто нам полное названье скажет?
Дама 3: Месье Учёный Кот, послушайте меня! Итак, названье сказки Пушкина - «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»!
Кавалер 3: Благодарю Вас за урок! Запомнить постараюсь!
(Звучат фанфары)
Кот Ученый: Вниманье, господа! Александр Сергеевич Пушкин! Поэт!
Все гости: Поэту «браво»! Все овации для Вас! Прочтите нам свои стихи! Мы ждём!
Пушкин (заходит в зал, кланяется): Мадам! Месье! Не буду Вас томить!
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа!»
Все гости: Браво! Браво! Как прелестно! Шарман! Шарман (фр) Как удаётся Вам так сочинять?
Пушкин: А всё моя седая няня – Арина Родионовна моя! «Голубкой дряхлой» я зову её любя! Я от неё познал любовь к родному языку! Сколько сказок она мне рассказала, а сколько песен спела мне!
Дама 4: Какая прелесть – музыка народная! Сыграем же в оркестре, господа!
Исполняется оркестр «Как у наших у ворот», русская народная мелодия
Кот Ученый: А известен ли вам, господа, композитор Михаил Иванович Глинка?
1 часть гостей: А кто он? Мы ничего о нем не знаем!
2 часть гостей: О, да, конечно знаем! Мы слышали о нём!
(Выходят на середину зала Дама 4 и Кавалер 4)
Дама 4: Михаил Иванович Глинка – знаменитость! Композитор!
Кавалер 4: Александр Сергеевич, и на Ваши стихи он сочинил прекрасный романс!
Дама 5: Он называется «Я помню чудное мгновенье!» Его прекрасно исполняет маменька моя!
Пушкин: Княгиня Ольга Алексевна! Сыграйте нам! Я лично Вас прошу!
Исполняется романс «Я помню чудное мгновенье», музыка М. Глинки, слова А. Пушкина
Все гости: Браво! Браво! Как прелестно! Шарман! Шарман (фр)
Кот Ученый: Мадам, месье, хочу сегодня Вам представить юное дарованье! Так поёт эта девица! Анетта, непременно вы должны нам спеть!
Исполняется песня «Расскажи, мотылек», музыка А. Аренского, слова А. Плещеева
Все гости: А теперь игра, игра!
Давайте в «Фанты», господа!
Кот Ученый (берёт волшебный мешочек): Из сказок Пушкина лежат тут фанты! Вам, господа надобно назвать, кому сей фант принадлежит и как названье сказки! А зеркало волшебное ответ покажет нам!
Проводится игра «Фанты»
(Дети вынимают предметы из сказок А. С. Пушкина, называют сказку А. С. Пушкина, а на проекторе появляется иллюстрация сказки А. С. Пушкина)
- золотой орешек (Белка, сказка «О царе Салтане»),
- яблоко (Мачеха, сказка «О мертвой царевне и семи богатырях»),
- золотая рыбка (Старик, старуха, сказка «О рыбаке и рыбке»),
- золотой петушок (Мудрец, сказка «О золотом петушке»).
Кот Ученый: Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
Исполняется романс «Домик - крошечка», музыка А. Гурилева, слова С. Любецкого
Пушкин: Веселый вечер в жизни нашей
Запомним, юные друзья.
Финал гремит, пустеет зала,
Шумя торопится разъезд.
Толпа на площадь побежала
При блеске фонарей и звезд.
(Звучат фанфары)
Кавалер 5: Позвольте на прощанье нам сказать! «Пушкин-это лучшее, что есть в каждом из людей.
Дама 6: Пушкин - это доброта и талант, смелость и простота!
Кавалер 7: Пушкин – это верность дружбе!
Дама 7: Пушкин – это уважение к труду и людям труда» (Д. Лихачев)
Дама 1: Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными устами.
Читать твои стихи, великий Пушкин,
Мы учимся и бережно, и нежно.
С поэзией твоей давно мы дружим,
Она для нас, как океан, безбрежна.
Кот Ученый: Бал окончен, господа!
Дамы и кавалеры выходят из зала под музыку «Полонеза» Ф. Шопена