Методическое объединение «Пушкинский бал» (музыкальная гостиная для детей подготовительной группы)

Солдатова Татьяна Леонидовна

Цель: Создание у детей радостного настроения, положительного эмоционального отклика.

 

Задачи:

  • актуализировать представления детей о Пушкинской эпохе (костюмах, манерах, обиходе, музыкальном и поэтическом искусстве);
  • побуждать детей к творческим проявлениям во всех видах деятельности;
  • воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа; коммуникативные навыки, желание взаимодействовать со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsiyu.doc706.5 КБ
Microsoft Office document icon mo_pushkinskiy_bal.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Пчёлка»

города Асино Томской области

«Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

(выступление на конференции)

                                  Выступление подготовила:

                                 Солдатова Татьяна Леонидовна,

                                музыкальный руководитель

г. Асино, 2019

«Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

     В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.

    В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.  

   В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.        

   Решение проблемы экологического воспитания дошкольников, наиболее остро вставшей в последние годы, в нашем саду решается в различных видах детской деятельности, в том числе и на музыкальных занятиях.

    В повседневной жизни мы, сами того не замечая, воспитываем в дошкольниках любовь к природе. Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях с раннего возраста. Рассмотрим вариант формирования у ребёнка экологической культуры на примере программы музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, ориентированной на возраст от трех до семи лет.

    Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Создание доброжелательной атмосферы помогает детям быть творчески раскованными, любознательными, проявить свою инициативу.    Музыкальный материал составлен с учётом природного, народного, светского и частично исторического календаря. Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение, в него включены музыкально-ритмическое движение; развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковая гимнастика; слушание музыки; распевание, пение; пляски, игры, хороводы.

    Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А. Серова), зайчиком («Зайчики» Е. Тиличеевой), мишкой («Мишка» М. Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т. Ломовой). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа. Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки.

    Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц. В песнях и сюжетах несложных танцев всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления (р.н.п. «Петушок», «Лошадка» М. Симоновского, «Пляска с листочками» А. Филиппенко, «Дождик» Н. Любарского и др.).

    Один из основных педагогических принципов программы – принцип последовательности и преемственности.

    На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается. Продолжает формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Разучивая новый музыкальный материал, обязательно провожу с детьми вводную беседу. Например, разучивая в средней группе «Огородную-хороводную» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой), расспрашиваю у детей о приметах осени, об овощах, выращенных на своём огороде, или перед исполнением песни «Весёлый жук» (сл. и муз. Р.Котляревского) веду беседу о насекомых, рассказываю детям о том, что даже к самым маленьким жукам нужно относиться бережно. Дети начинают понимать, что все животные  - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

    При слушании музыки предлагаю детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведениям. При проведении таких занятий можно оттолкнуться и от обратного: предложить детям посмотреть за окно, поговорить о том, какая сегодня на улице погода, нарисовать увиденную картинку, а затем прослушать два музыкальных отрывка и спросить у детей, какой из отрывков, по их мнению, лучше передаёт состояния природы. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.

    Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

    Таким образом, влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, я провела немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями.

     В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников посредством музыкальных занятий мы получаем следующие результаты:

  • с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
  • ребёнок осознаёт себя частью природы;
  • воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
  • формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Пчёлка» города Асино Томской области

Методическое объединение

«Пушкинский бал»

(музыкальная гостиная для детей подготовительной группы)

                                     Музыкальный руководитель:

                                    Солдатова Татьяна Леонидовна

г. Асино, 2018

«Пушкинский бал»

(музыкальная гостиная для детей подготовительной группы)

 Цель: Создание у детей радостного настроения, положительного эмоционального отклика.

Задачи:

  • актуализировать представления детей о Пушкинской эпохе (костюмах, манерах, обиходе, музыкальном и поэтическом искусстве);
  • побуждать детей к творческим проявлениям во всех видах деятельности;
  • воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа; коммуникативные навыки, желание взаимодействовать со сверстниками.

Действующие лица:

Взрослые и Дети:                                      

  1. Кот Ученый                                
  2. Пушкин – ребенок
  3. Девочки – дамы
  4. Мальчики – кавалеры

Зал оформлен в старинном стиле.

Ход занятия.

Звучат фанфары. В празднично оформленный зал заходят дети под «Вальс» П. Чайковского. Их встречает Кот Учёный.

Кот Ученый: Сверкает наш нарядный зал!

                        Теплом согреты лица!

                        Пришла пора открыть наш бал

                        И в танце закружиться!

                        Бал объявляется открытым!

                        Кавалеры, приглашайте дам!

Исполняется «Полонез», музыка Поля Мориа

(1 Пара выходит на середину зала)

Дама 1 (обращаясь к 1 кавалеру): Вы были вчера на приёме у графини?

Кавалер 1: О, нет! Какое сожаленье!

Дама 1: Там Пушкин был! Мы все в восторге от его стихов!

Кавалер 1: О Пушкине все разговоры! Каков он? (Обращаясь ко всем) Господа, Вы знаете его?

(2 Пара выходит на середину зала)

Дама 2 (выходит с альбомом): Ах, Александр Пушкин, шутник и балагур! Он написал свои стихи в моём альбоме!

Кавалер 2: Позвольте, я прочту их, мадемуазель?

Дама 2: Прошу вас, месье! (отдаёт ему альбом)

Кавалер 2 (делает вид, что читает):

                             «Гонимы вешними лучами,

                             С окрестных гор уже снега

                             Сбежали мутными ручьями

                             На потопленные луга.

                             Улыбкой ясною природа

                             Сквозь сон встречает утро года»;

                       (А. С. Пушкин «Евгений Онегин» 7 глава)

Все гости: Браво! Браво! Как прелестно! Шарман! Шарман (фр)

Кот Ученый: Весенние голоса пусть в музыке звенят!

                       И в вальсе Иоганна Штрауса девиц всех закружат!

Девочки исполняют вальс «Весенние голоса», музыка И. Штрауса

Все Кавалеры: Браво! Браво! Какой прелестный вальс!

(3 девицы выходят на сцену. Кто – то шепчется: «Сейчас нам будет представленье! Как интересно! Тише, господа!»)

Кот Ученый: Прошу минуточку вниманья, Господа!

1 сестра: Позвольте нам с сестрицами Вам сцену разыграть!

2 сестра: А Вас попросим автора мы угадать и её названье!

Все гости: Просим! Просим! (аплодисменты)

Исполняется сценка «Три девицы под окном» («Сказка о царе Салтане»)

Кот Ученый: Три девицы под окном

                        Пряли поздно вечерком.

1 сестра: «Кабы я была царица, —

Кот Ученый: Говорит одна девица, —

1 сестра: То на весь крещеный мир

                  Приготовила б я пир».

2 сестра: «Кабы я была царица, —

Кот Ученый: Говорит ее сестрица, —

2 сестра: То на весь бы мир одна

                  Наткала я полотна».

3 сестра: «Кабы я была царица, —

Кот Ученый: Третья молвила сестрица, —

3 сестра: Я б для батюшки-царя

                 Родила богатыря».

Все гости: Браво! Браво! Как прелестно! Шарман! Шарман (фр)

Кавалер 3: Позвольте мне! Я дам ответ! Это сказка Пушкина «О царе Салтане»!

Кот Ученый: Правильно, да не совсем! А кто нам полное названье скажет?

Дама 3: Месье Учёный Кот, послушайте меня! Итак, названье сказки Пушкина - «Сказка о царе Салтане, о сыне его

славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»!

Кавалер 3: Благодарю Вас за урок! Запомнить постараюсь!

(Звучат фанфары)

Кот Ученый: Вниманье, господа! Александр Сергеевич Пушкин! Поэт!

Все гости: Поэту «браво»! Все овации для Вас! Прочтите нам свои стихи! Мы ждём!

Пушкин (заходит в зал, кланяется): Мадам! Месье! Не буду Вас томить!

                   «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

                   К нему не зарастет народная тропа,

                   Вознесся выше он главою непокорной

                   Александрийского столпа!»

Все гости: Браво! Браво! Как прелестно! Шарман! Шарман (фр) Как удаётся Вам так сочинять?

Пушкин: А всё моя седая няня – Арина Родионовна моя! «Голубкой дряхлой» я зову её любя! Я от неё познал любовь к родному языку! Сколько сказок она мне рассказала, а сколько песен спела мне!

Дама 4: Какая прелесть – музыка народная! Сыграем же в оркестре, господа!

Исполняется оркестр «Как у наших у ворот», русская народная мелодия

Кот Ученый: А известен ли вам, господа, композитор Михаил Иванович Глинка?

1 часть гостей: А кто он? Мы ничего о нем не знаем!

2 часть гостей: О, да, конечно знаем! Мы слышали о нём!

(Выходят на середину зала Дама 4 и Кавалер 4)

Дама 4: Михаил Иванович Глинка – знаменитость! Композитор!

Кавалер 4: Александр Сергеевич, и на Ваши стихи он сочинил прекрасный романс!

Дама 5: Он называется «Я помню чудное мгновенье!» Его прекрасно исполняет маменька моя!

Пушкин: Княгиня Ольга Алексевна! Сыграйте нам! Я лично Вас прошу!

Исполняется романс «Я помню чудное мгновенье», музыка М. Глинки, слова А. Пушкина

Все гости: Браво! Браво! Как прелестно! Шарман! Шарман (фр)

Кот Ученый: Мадам, месье, хочу сегодня Вам представить юное дарованье! Так поёт эта девица! Анетта, непременно вы должны нам спеть!

Исполняется песня «Расскажи, мотылек», музыка А. Аренского, слова А. Плещеева

Все гости: А теперь игра, игра!

                   Давайте в «Фанты», господа!

Кот Ученый (берёт волшебный мешочек): Из сказок Пушкина лежат тут фанты! Вам, господа надобно назвать, кому сей фант принадлежит и как названье сказки! А зеркало волшебное ответ покажет нам!

Проводится игра «Фанты»

(Дети вынимают предметы из сказок А. С. Пушкина, называют сказку А. С. Пушкина, а на проекторе появляется иллюстрация сказки А. С. Пушкина)

  • золотой орешек (Белка, сказка «О царе Салтане»),
  • яблоко (Мачеха, сказка «О мертвой царевне и семи богатырях»),
  • золотая рыбка (Старик, старуха, сказка «О рыбаке и рыбке»),
  • золотой петушок (Мудрец, сказка «О золотом петушке»).

Кот Ученый: Сказка ложь, да в ней намёк!

                        Добрым молодцам урок!

Исполняется романс «Домик - крошечка», музыка А. Гурилева, слова С. Любецкого

Пушкин: Веселый вечер в жизни нашей

                Запомним, юные друзья.

                Финал гремит, пустеет зала,

                Шумя торопится разъезд.

                Толпа на площадь побежала

                               При блеске фонарей и звезд.

(Звучат фанфары)

Кавалер 5: Позвольте на прощанье нам сказать! «Пушкин-это лучшее, что есть в каждом из людей.

Дама 6: Пушкин - это доброта и талант, смелость и простота!

Кавалер 7: Пушкин – это верность дружбе!

Дама 7: Пушкин – это уважение к труду и людям труда» (Д. Лихачев)

Дама 1: Мы Пушкину наш праздник посвятили,

              Наполнив зал чудесными стихами.

              О Пушкине сегодня говорили

              Поэзии волшебными устами.

              Читать твои стихи, великий Пушкин,

              Мы учимся и бережно, и нежно.

              С поэзией твоей давно мы дружим,

              Она для нас, как океан, безбрежна.

Кот Ученый: Бал окончен, господа!

Дамы и кавалеры выходят из зала под музыку «Полонеза» Ф. Шопена