Проект "Экология"
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ
«2017 ГОД – ГОД ЭКОЛОГИИ В ЮГРЕ»
Цель проекта: Формирование бережного отношения к природе родного края
Выполнила воспитатель высшей квалификационной категории
Бочкарева Наиля Гильмуллаевна
МАДОУ № 66 «Забавушка»
г. Нижневартовск
Соединив леса и горы, озера реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края,
Ты всей земле теперь известна,
Ханты-мансийская Земля!
ЭКОЛОГИЯ
У людей, живущих в современном мире общества, множества проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнения воздуха воды, почвы. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли взрослых? Ведь порой взрослые, того не замечая, сами являются примером экологического безкультурия.
Но позиция воспитателя по этому вопросу способна изменить эту ситуацию, ведь именно в дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающей его природе: животным, растениям, погодным явлениям. Возникающие в этом возрасте вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Откуда?»- поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей и не редко ставят взрослых в тупик. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представлений о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления - важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.
Чрезвычайно важным для дошкольника оказывается « открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что животные и растения похожи – они живые: дышат, растут, питаются, меняются в зависимости от времени года, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам. Такое отношение вполне может быть сформировано, если ребенка систематически знакомить с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрировать их связь со средой обитания и приспособленностью к ней, вовлекать в практическую деятельность и предоставлять возможность наблюдать.
В наше время, ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса. Из полученной техническим путем информации дети могут знать растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Поэтому, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Особой красотой и разнообразием природы выделяется наш Ханты - Мансийский автономный округ. Территория Югры располагает богатыми природными ресурсами: растительность представлена сообществами лесов, болот, лугов, водоёмов, горных тундр. В лесах произрастают ель, кедр, лиственница, пихта, сосна. Болота богаты плодово-пищевыми видами растительности: клюквой, брусникой, черникой, голубикой, смородиной, морошкой, малиной, шиповником, черёмухой, рябиной. Животный мир: лисица, песец, белка, соболь, куница, горностай, колонок, хорь, норка, ласка, выдра, заяц, крот, бурундук, дикий северный олень, лось и др. Птица: гуси, казарки, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, утки, кулики. Водные бассейны содержат запасы ценной рыбы, привлекают водоплавающую птицу.
Однако, Экология ХМАО – экология региона, где нефтегазоразработки явились причиной экологического неблагополучия в регионе (даже в заповеднике ведутся геологоразведочные работы и бурение). Поэтому, необходимо менять потребительское сознание человека, для которого ХМАО – постоянное место жительства, от которого зависит его здоровье и состояние окружающей среды. И именно дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение природы как объекта его постоянной заботы.
В связи с этим возникла необходимость введения в образовательный процесс новой системы работы способствующей формированию осознанно-правильных экологических
представлений о природе родного края у детей дошкольного возраста.
- Цель проекта – формировать осознанно – правильные экологические представления о природе родного края у детей 5-6 лет, через систему освоения знаний о животном мире ХМАО.
- Объект – процесс формирования знаний о животном мире ХМАО у детей 5-6 лет.
- Предмет - содержание, формы и методы системы работы по формированию знаний о животном мире ХМАО в ходе экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
- Задачи:
1. Углублять знания детей о мире животных нашего края: их название, внешний вид, среду обитания.
2. Формировать сознание не отделимости жизни человека и животного мира.
3. Учить классифицировать представителей животного мира (насекомые, животные, птицы).
4. Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
5. Заложение этических и нравственных основ отношения к окружающей природе у детей.
Гипотеза проекта заключается в том, что реализация регионального компонента в системе знаний о животном мире у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию экологического сознания дошкольников
ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Среди них следует отметить программы, которые получили свое дальнейшее развитие в наибольшей степени.
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых "Семицветик" (1997), нацеленная на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.
Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998) нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности.
Программа С. Николаевой "Юный эколог" (1999), созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников и ориентированная на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Как региональный компонент программа Е. Гончаровой «Экология для малышей»
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Практическая значимость.
- результаты по разработке и апробации рекомендованы для использования в практике формирования экологического воспитания детей 5-6 лет в МАДОУ.
- пособия, методические разработки, консультации, которые изданы в ходе реализации проекта, так же предложены к использованию в практике других образовательных учреждений г. Нижневартовска.
Инновационная направленность заключается в том, что процесс формирования осознанно-правильных экологических представлений о природе родного края у детей 5-6 лет через систему освоения знаний о животном мире ХМАО может осуществляться во всех видах деятельности и интегрировать со всеми образовательными областями, предусмотренными ФГТ.
- Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «физическая культура».
Проведение занятий по физической культуре в МАДОУ, сочетающие двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.
Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями. - Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «Здоровье».
Организация активной практической, самостоятельной и интеллектуальной деятельности детей и воспитателя по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья. Целью работы над здоровьесберегающей средой стало повышение готовности детей к усвоению умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир»; развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями. Поведением в интересах собственного развития здоровья, экологической безопасности окружающей среды.
- Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «Социализация».
В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.
- Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «Труд».
Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в трудовой деятельности имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. Такое педагогическое общение очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.
- Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «Безопасность».
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных.
Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их – они могут оказаться ядовитыми.
Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано ( одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.)
- Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «Познание».
Определяющим в отношении дошкольников к природе, является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательной интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы.
- Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»
В группах желательно подобрать библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного. При знакомстве с поэзией детям легче и доступнее дается возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературы ребенок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство.
- Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «Художественное творчество».
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.
- Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «Музыка».
Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка.
Экологическое воспитание реализуется и в обычной музыкальной деятельности – слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве.
Экологическое воспитание осуществляется и через театрализованную деятельность, которая представляет собой замечательный ресурс для воплощения в воспитании детей тех гуманных идей, которые заложены в системе экологического образования.
Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме системы экологической работы с детьми, с целью формирования знаний о животном мире родного края.
В основу предлагаемой системы работы положены следующие принципы организации образовательной деятельности:
- последовательное распределение программного материала с учётом возрастающей детской компетентности;
- интеграция программных областей знаний: экология + развитие речи + двигательная активность;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций;
- рациональное сочетание разных видов детской деятельности (согласно возрасту интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки);
- обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;
- сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой.
В процессе ознакомления детей с природой осуществляются следующие образовательные и воспитательные задачи:
- формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, видеть красоту природы и ее неповторимость;
- формирование понимания самоценности природы;
- понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связи ведет за собой другие изменения;
- понимание того, что человек не может уничтожать то, что не может создать;
- формировать у детей желание сохранять окружающую среду;
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни;
Этапы реализации проекта. |
|
Диагностический этап. | |
Цель: выявить у детей уровень обобщенного представления об основных группах животного мира, определить уровень экологически правильного отношения к миру природы. Задачи:
|
|
Основной этап. | |
Реализация проекта. | |
|
|
Контрольный этап. | |
Цель: проверка эффективности системы по формированию осознанно-правильных экологических представлений о природе родного края, через систему освоения знаниями о животном мире ХМАО. Задача: Выявление итоговых результатов, показывающих эффективность проекта. Оформление и обобщение результатов реализации проекта, сопоставление полученных и прогнозируемых результатов |
|
Содержание проекта разработано с учетом регионального компонента и климатическими особенностями нашего региона. Так как у детей на Севере контакт с окружающим миром затруднен, что мешает накоплению житейских понятий, расширению кругозора детей, им дается возможность самостоятельной организации разнообразной деятельности: знакомство с экологическими представлениями, овладение способами познавательной деятельности, проявление гуманного отношения в объектам природы, изучение краеведения, формирование представления о мире, красоте окружающей природы родного края.
Так же для преодоления сенсорной деривации в условиях Севера, где дети лишены возможности познавать окружающий мир с помощью тактильного восприятия, используются в работе схемы, таблицы, иллюстрации, познавательная литература, музыкальное сопровождение. В доступной форме используются приемы экспериментирования, опыты с природным материалом: снегом, песком, почвой; наблюдения за таянием снега; замерзанием и кипением воды; знакомство с основными состояниями веществ в природе: жидким, твердым, газообразным, зависимость неживой и живой природы от климатических условий.