Рабочая программа кружка" Сказка за сказкой"

Чуракова Олеся Равилевна

1.Рабочая программа кружка "Сказка за сказкой" имеет художественную направленность, нацелена на реализацию задач  развития театрализованной деятельности детей на базовом уровне.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана на основе программы по театрализованной деятельности Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. Обновление, дополнение содержания исходит из  методических пособий Петровой Т.И., Сергеевой Е.А., Петровой  Е.С. «Театрализованные игры в деском саду»,  Поляк Л. «Театр сказок»,  Маханевой М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».Программа ставит перед собой задачу создания условий, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не только в обычном разговоре, но и на публике.

1.1 Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

1.2

Группа в соответствии с возрастом детей.

Наполняемость группы

 

Средняя группа  ( дети 4-5 лет)

   10

 

 

 

 

1.3  Целью программы является эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.   

  Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

1.4    Проводятся групповые занятия.

1.5 КРУЖОК  проводится в форме игры:

-Игровые упражнения;

-Этюды;

-Игра-драматизация;

-Сюжетно-ролевая игра.

1.6 Методы работы.

- метод работы «от простого к сложному»;

- метод театрализации;

- метод эмоциональной драматургии;

- игру.

1.7.Умение выразительно высказываться на публике, чувствовать себя уверенным можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают развивать личностноэмоциональную сферу ребенка.

2.

Фамилия Имя Отчество

Чуракова Олеся Равилевна

Образование

Высшее

Должность

Воспитатель

 

3. Расписание работы кружка: Среда:  с 16.00 до 16.30

                                                          Пятница с 16.00 до 16.30

                                                         

 

4.Перспективно-календарное планирование

месяц

неделя

Содержание занятий

Материал к занятию

октябрь

1-ая

Упражнение «Изобрази героя»

 

 

2-ая

Веселый танец

Волшебная шкатулка

Отгадывание загадок

 

 

3-ья

Пересказ сказки «Почему плакал котенок»

 

 

4-ая

Подвижная игра «Гуси»

 

 

 

 

 

ноябрь

1-ая

Драматизация сказки К. Чуковского «Цыпленок»

 

 

2-ая

Подвижная игра «Курочка-хохлатка»

 

 

 

3-ья

Рассказывание сказки к. Чуковского «Цыпленок» вмести с детьми

 

 

4-ая

Отгадывание загадок

Ряженье

Имитационные упражнения «Изобрази героя»

 

 

     

 

5. Методическое обеспечение программы

Проведение занятий в театральном кружке направлено на раскрытие творческих способностей детей.

В разделе театральная азбука проводятся теоретические занятия, которые направлены на знакомство с театром , с его историей, поведением в театре, театральными профессиями и др. в конце раздела подводится итог в форме викторины. Остальные разделы в основном проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, подготовки к различным праздникам, лит В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.

В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт выступлений перед различной аудиторией.

Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию литературно-музыкальных композиций.

В процессе занятий театрального кружка ребята приобретают знания о театральном искусстве, учатся правильно и красиво говорить. В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.

5.1  Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. Художественно – эстетическое :

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, ми¬микой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарак¬терное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и по¬нять характер героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрация¬ми, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать раз¬ными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использова¬нием скороговорок, чистоговорок, потешек.

3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализо¬ванных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повсе¬дневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями об¬щественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театра-лизованных игр и упражнений.

5.2  Дидактические игры по методике М. Монтессори, изготовленные из дерева и ткани (самодельные и приобретенные):

«Рамки и вкладыши М. Монтессори», «Детеныши», «Фрукты», «Овощи», «Книжка – малышка», «Жучок», «Петушок», «Собачка», «Веселые фигурки», «Прицепи вагончик», «Мягкий конструктор», «Одень куклу», «Волшебная полянка», «Умный автобусик», «Застежки – расстежки, «Волшебный коврик».

Мозаика – 10. Пирамидки – 10.

Втулки – 10.

Игрушки для нанизывания, шнуровки, завязывания, завинчивания – 5.

Звуковые игрушки: погремушки, кубики музыкальные.

Игрушки для развития дыхания: султанчики, мыльные пузыри, шарики воздушные.

Оптические игрушки: калейдоскоп - 1; бинокль – 1.

Бумага, карандаши, гуашь, салфетки, пластилин, глина, досточки для лепки, губки.

Музыкальные игрушки.

Театральные игрушки:

театр рукавичек - 1; театр игрушек - 3.

Игровое оборудование для театральных игр и драматизации.

Книжки с яркими иллюстрациями.

Куклы, фигурки животных и людей:

Новорожденные - 10; сверстники - 5; взрослые - 2.

Мягкие игрушки:

животные – 15, литературные персонажи – 5. Наборы животных с детенышами – 5.

Посуда: столовая - 2; чайная - 2; кухонная - 2.

Мебель: спальная - 1; кухня - 1; ванна - 1.

Бытовая техника и способы связи: телефон - 4; утюг - 4; плита - 2.

Постельные принадлежности - 3.

Настольные игры:

·  «Парные картинки» (набор) – 3;

·  «Разрезные картинки» - 4;

·  «Лото» - 4;

·  «Кубики с картинками» - 6;

·  «Игры с куклой»;

·  «Овощи и фрукты»;

·  «Транспорт»;

·  «Найди домик»;

Строительно - конструктивные игрушки:

большой строительный материал – 1 набор; настольный строительный материал – 2 набора; набор кубиков и кирпичиков - 3; конструктор настольный - 3; сборно-разборные игрушки - 4.

Транспорт, техника:

автомобили легковые - 5; грузовые - 5; автобусы - 2; поезд - 2; лодки - 3; самолеты - 5; техника строительная – 2, сельскохозяйственная – 2.

Зона творческих игр

Атрибуты для сюжетных игр:

«Больница» - 1, «Парикмахерская»- 1, «Магазин» - 1. Коляски - 4. Качалки - 2. Рули - 4.

Инструмент имитационный:

молоток - 2, отвертка - 2, клещи - 2, ключ гаечный - 2, пила - 2.

Оборудование для уголка ряженья:

зеркало, элементы костюмов, аксессуары (бусы, сумочки и т. д.).

Уголок живой природы

Мышь песчанка Аквариум Клетка Рыбка золотая Оборудование для ухода за рыбками и млекопитающими.

Физкультурно-оздоровительная зона

Для развития общих групп мышц и координации движений:

Стол для игр с песком и водой. Игрушки для игр с песком, водой, снегом. Лопаты, совки, грабли, ведра, ситечки – по 10 шт.; Формочки для песка и снега – 2 набора. Наборы для опытов с песком, водой, снегом. Шишки. Каштаны. Камни. Орехи. Поролон. Вата.

6. Ожидаемые  результаты:

Овладение  уровнем развития языковой способности

Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению. Итоги реализации дополнительной образовательной программы проводятся в форме открытых мероприятий, участие в концертах МБДОУ. 

Предполагаемые умения и навыки детей

Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

Умеют двигать в заданном ритме.

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

Владеют комплексом артикуляционной гимнастики. 

Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. 

Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. 

Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

Умеют подбирать рифму к заданному слову.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

 Знают наизусть стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Г.В.Лаптева С.-П.:2011г. Театральные занятия для детей 5-9 лет. «Игры для развития эмоций и творческих способностей».

2. И.А. Лыкова С.-П.:2012г. «Теневой театр вчера и сегодня»

3. И.А.Лыкова М.2012г. «Театр на пальчиках»

4.Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

5.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

6. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

7.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.  «Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004.-128с. (Дошкольное воспитание и обучение. – приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 69)

8.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.