«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Костылева Анна Андреевна
Роль экологического воспитания в формировании успешной личности ребёнка – дошкольника сложно недооценить. Без осознания тесной взаимосвязи себя и окружающего мира невозможно формирование целостной личности.
Я работаю воспитателем  I  младшей группы . В процессе наблюдения за моими воспитанниками я пришла к выводу, что лучше всего дети запоминают и усваивают  информацию по экологическому воспитанию не с помощью только наглядного материала,  а играя в различные игры, т.к.  в дошкольном возрасте - игра  ведущий вид деятельности.
Я стараюсь как можно больше использовать в работе обучающие ситуации, в которых использую игрушки, изображающие природные объекты (животные, растения)  Сопоставление живого объекта и игрушки позволяет очень рано  (уже в 2-3-года) формировать понимание главного отличия живого от неживого.
Для успешного усвоения экологических основ, я использую  дидактические игры. С их помощью ребёнок не только может смотреть, но и становится непосредственным участником игры.
 
Для полноценной работы по экологическому воспитанию детей в группе создан мини-музей «Дикие животные родного края» В нём собраны  дидактические игры «Где чей хвост», "Кто что ест?", "Кто где живёт?", "Животные и их детёныши",  разрезные картинки.  В нашем музее дети могут наглядно увидеть и потрогать макеты животных и их детёнышей,  жилище животных. Дети с большим интересом пользуются экспонатами музея.
Следующим этапом стало создание уголка природы. Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную деятельность на протяжении всего учебного года.  Это прежде всего длительные наблюдения за растениями, уход и выращивание. 
В уголке природы находятся: комнатные растения, подобранные в соответствии с программой и учётом возраста детей, которые используются для знакомства детей со строением растения (ствол, листья), у детей формируется умение ухаживать и заботиться о цветах; дидактические игры и материалы по лексическим темам соответствующие возрасту детей, домашняя песочница для развития тактильных ощущений; муляжи овощей и фруктов, фигурки домашних и диких животных для знакомства детей с формой, цветом, внешним видом; макет "Мини - ферма", "Лесная полянка", "Зоопарк" для ознакомления детей со средой обитания животных; природный материал (шишки, камни, семена, ракушки) для рассматривания, развития моторики; сухой бассейн; карточки с правилами поведения в природе.
Экологическое воспитание детей в группе осуществляется  не только во время ОД, но и во время утреннего приёма, в режимных моментах (умывание, одевание, приём пищи), в самостоятельной, игровой деятельности. 
Проведение дидактических игр на прогулке, имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике я прибегаю к помощи сказочного героя. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному». Игру можно сопроводить  и музыкальным сопровождением. 
 
Дидактические игры, которые есть  в нашей группе  носят разнообразный характер.
Это игры с предметами или природным материалом - с шишками, семенами, фруктами, овощами, фигурками животных: "Чудесный мешочек", "Разложи овощи и фрукты по корзинкам", "Скажи, кто это?", "Расскажи, что это?". Играя в эти игры, дети знакомятся с овощами, фруктами, домашними и дикими животными. У детей развивается внимание, появляется интерес, дети начинают задавать вопросы. Воспитывается желание помогать животным. Играя в игры у детей начинают формироваться  представления о свойствах и качествах предметов (твёрдый, мягкий, резиновый, пластмассовый, деревянный), формируются умения обследовать их (развиваются тактильные ощущения), у детей формируются знания о цвете, форме, величине, количестве.
Такие игры провожу со всей группой, в парах, а для не говорящих детей и детей с низким уровнем развития – индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста и способностей детей.
Настольно-печатные игры – «Что растет на дереве, что на грядке?». С помощью этой игры дети закрепили название овощей и фруктов. Что овощи растут на грядке, а фрукты на дереве. «Кто где живет?» - в этой игре дети учатся классифицировать животных на домашних и диких и расселять их по среде обитания. «Подводный мир» - при помощи этой игры дети узнали, что животные живут не только на земле, но и в воде, познакомились с обитателями рек, морей. «Времена года» - у детей сформировались знания и представления о временах года, о том, что происходит с животным и растительным миром в разное время года, какие явления природы бывают.
Словесные игры: «Хорошо - плохо», «Назови по описанию», «Кто как кричит?», «Съедобное - несъедобное» - эти игры проводятся и в первую и во вторую половину дня. Проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь, активизируют и обогащают словарь детей, повышают знания об окружающем мире.
Подводя итог работы, хочется отметить, что игры – наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Играя в игры, воспитанники стали более активны, начинают задавать вопросы. Они учатся логически мыслить, сравнивать, обобщать, выделяя существенные признаки предметов и объектов природы.
 
 

Комментарии

Агапова Оксана Владимировна

У нас в саду этот год признан годом экологии. Спасибо за статью, помогла при разработки консультации