МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Понятие «моделирования» в современной дошкольной педагогике широко используется применительно: к образовательному процессу; работе педагогов и других сотрудников; деятельности органов самоуправления образовательного учреждения; деятельности первичной профсоюзной организации и др.
Термин «модель» (фр. modele, от лат. modulus - «мера, аналог, образец») означает:
- схема, исследование которой служит средством для получения информации о системе;
- упрощенное представление протекающих в системе процессов, явлений.
Для данного выступления особый интерес представляет моделирование деятельности воспитателя в первую половину дня. Как известно, в соответствии с должностной инструкцией воспитатель осуществляет работу по организации ухода и присмотра за детьми и организацию их образовательной деятельности, которая составляет более 80% рабочего времени.
Рассмотрим модель образовательной деятельности с воспитанниками средней группы в первую половину дня. Она представлена следующими компонентами: образовательная деятельность в утренний отрезок времени; специально организованная образовательная деятельность в различных формах, в соответствии с требованиями федерального стандарта дошкольного образования; образовательная деятельность на прогулке; а также образовательная деятельность при организации режимных моментов.
В дошкольной педагогике сложились определенные традиции в планировании образовательной деятельности в утренний промежуток времени. Чаще всего это: организация индивидуальной работы с детьми, утренняя гимнастика, свободные самостоятельные игры, трудовые поручения, формирование культурно-гигиенические навыков. В настоящее время схема организации образовательной деятельности в этот отрезок времени по – прежнему подчиняется режиму дня группы, но при этом опирается на тематическое планирование. То есть игры, упражнения, задания, наполняемость уголков и центров подчиняется определенной теме. Какая же роль воспитателя в организации деятельности детей в данный период режима дня?
Для педагогического процесса детского сада уже традиционным стало принятие личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и воспитанников. Каковы же характерные отличия данной модели?
1. Особое отношение педагога к ребенку. Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические задачи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта.
2. Принципиально важным является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта является сущностью истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятельности ребенка оцениваются по «формуле успеха» - с точки зрения достижений. В этом случае развитие ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий, а не исправления имеющихся недостатков.
В современной педагогике (учебник Н.В.Микляевой и А.Г.Гогоберидзе) данная роль определена как педагогическое взаимодействие способами поддержки и сопровождения, что предполагает:
- рассмотрение образовательного процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;
- отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;
- оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей, в ситуациях затруднениях и переживаниях успехов.
Форма организации детей в утренний отрезок времени – индивидуальная, подгрупповая и групповая (утренняя гимнастика).
В режиме дня выделено время для специально организованной образовательной деятельности (далее ОД). В различных примерных основных образовательных программах эта ОД имеет разные названия. В программе «Детство», с учетом которой работает дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» она имеет названия детских видов деятельности, в соответствии с ФГОС ДО: коммуникативная, двигательная, музыкальная, изобразительная и др.
Формы организации ОД в данный период в основным игровые, как традиционные, так и современные: игры - фантазии, игры имитации, игры - путешествия, игры – экспериментирование, квест - игры, кластеры и др.
Методика их организации и проведения широко представлена в методической и дидактической литературе. Для меня особый интерес представляют квест - игры. Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Понятно, что и для детского праздника идея квеста идеально подходит: дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают как с ними справляться и в конце находят клад или попадают на пир в сказочный дворец.
Образовательная деятельность на прогулке, в основном, решает задачи экологического характера, элементарные трудовые умения и навыки, а также задачи физического развития. Для этого планируются экскурсии, целевые прогулки, путешествия по экологическим тропам (как на территории детского сада, так и вне её), прогулки-походы; развлекательные прогулки с персонажами; прогулки-события; спортивные прогулки; прогулки - трудовые акции.
Менее разработанными и реже используемыми в практике детских садов являются прогулки-походы. Они планируются не только к природным объектам, но к объектам, представляющим историческую ценность для жителей поселка и района. Возможно, это связано с тем, что такие объекты, интересные для дошкольников, не изучались в районе и нигде не описаны. Каждое образовательное учреждение отыскивает их самостоятельно.
Для организации двигательной деятельности на прогулке незаменимыми являются рекомендации Л.Н. Волошиной по организации дворовых игр, а также по использования элементов спортивных и народных игр.