Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»
(опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)
Содержание.
1. Информационная карта.
2. Целостное описание опыта.
3. Библиографический список.
Информационная карта педагогического опыта.
· Ф.И.О. автора Козлова Татьяна Дмитриевна
· Район промышленный.
· Образовательное учреждение: МБДОУ 395
· Занимаемая должность: воспитатель
· Педагогический стаж и квалификационная категория: высшая.
· Тема педагогического опыта:
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»
"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".
Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д.С. Лихачёв: "Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы пост начинался именно с корней". А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т.д.?
Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.
На мой взгляд, воспитание патриотизма не возможно без привития любви к малой Родине и особенно важно, чтобы любовь эта прививалась с детского возраста, чтобы дети знали: кто они, откуда их истоки, какова история земли, на которой они растут.
Цель педагогического опыта:
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.
Актуальность опыта
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский.)
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – народная культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе , о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Цель моей работы заключается в следующем:
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой Родины.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи.
· Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Самары, её культуре и людям труда.
· Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
· Развивать познавательный интерес к народному творчеству , к родной природе, к окружающему миру.
· Формировать у дошкольников интерес к образцам декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.
· Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;
· Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
· Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
· Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
· Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.
Для эффективной реализации поставленной цели и для достижения результатов по поставленным задачам необходимо создать условия:
- Знание самого педагога истории родного края;
- Оформление соответствующей развивающей среды ( оформление патриотического уголка совместно с родителями, организация мобильного ( переносного) центра краеведения, подборка литературы, прохождение курсов.
- Создание системной работы с детьми и родителями по данной теме.
Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:
- Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
- Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
- Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
На подготовительном этапе проведена следующая работа:
1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях Самарского края посетила районный исторический музей , получила контактную информацию для общения с музеями .
2. Подобрала и пополнила личную библиотеку материалами и книгами о Самаре. Изучила интернет-ресурсы и опыт работы коллег нашего детского сада и других детских садов края. Познакомилась с богатым опытом по патриотическому воспитанию учителей начальной школы.
3. Изготовила дидактические пособия для игр по патриотическому воспитанию: «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Праздники малой родины»,»Собери герб города» и д.р.
4. Оформила уголок по патриотическому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера, помогающий развивать у детей логическое и творческое мышление, память, воображение.
Анализ работы по данной теме.
- Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников.
Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.
К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.
Для более глубокого анализа проблемы я провела анкетирование: «Какие мы родители».
К своему сожалению, узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад.
Поэтому в своей работе я большой внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценируем сказки, рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».
Совместно с родителями и детьми мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы.
Увлекательно прошли вечера отдыха «Папа, мама и я Самарская семья», «День семьи любви и верности», Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу .
В ходе своей работы с детьми мы формировали представление о семейных корнях: родители, бабушки и дедушки, прадедушки. Изучение биографии своей семьи превратилось в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где появилась и фотография ребёнка.
- Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств.
Вид из окна, панорама родной улицы, детский сад, парк, стадион, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.
Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми пейзажами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина, дети и родители приобщались к благоустройству территории детского сада. Было сделано много поделок для оформления участка, в детском саду для прогулок с детьми.
В этой части я рассказала детям в честь, каких знаменитых людей названы улицы в нашем микрорайоне, что неизведанное рядом, учили замечать изменения на улицах города.
Раскрыли красоту города, показали его значимость в экономике нашей страны. Рассказала дошкольникам что такое – продукция предприятий на которых работают их родители. Познакомила детей с объектами культурного назначения, с памятниками старины ,познакомила с архитектурой старой и новой Самары.
Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы под девизом: «От экологии природы – к экологии души».
Каждый раз я уточняла и закрепляла знания детей о профессиях, востребованных в нашем сельскохозяйственном регионе. Рассказывала, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение.
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяла современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывала ребятам презентации .
В группе совместно с родителями создали мини – музей «Учёного кота» и музей «Русской куклы».
В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.
Совершили мы экскурсию в музеи других групп «Матрёшка»,музей «Опавших листьев» где познакомились с историей матрёшки показали взаимосвязь живой природы с человеком. После посещения музея дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.
Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Ребенок должен узнавать герб, флаг, гимны России, Самары. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины.
Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культур
- Природа Самарского края – наша кладовая.
Дошкольники могут принимать посильное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.
Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы под девизом: «От экологии природы – к экологии души».
Познакомила детей с разнообразием природных богатств, родного края, учились бережно и экономно относиться к ним. Рассказала о природных заповедниках «Самарская Лука» , Жигулёвские горы и реке Волга.
Значение устного народного творчества в формировании патриотизма.
В возрасте 3,5-4 лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками.
Проводимые мною дидактические игры на материале фольклора «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.
Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Немало времени в своей работе я уделяю проведению праздников, развлечений, конкурсов. Мною был проведен тематический вечер «Самара – мой край родной». Вместе с музыкальным руководителем мы разучивали и исполняли песни, стихи, танцы. На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Опыт работы с детьми показывает, что русские - народные традиционные игры детей влияют не только на физическое развитие, но и воспитывают нравственно.
В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Журналисты», «Экскурсии по краю» с использованием иллюстрационного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.
Музыкальное искусство также «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны. Предлагаю ряд тем музыкально-художественных занятий патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:
1. «Праздники в моей семье»
2.«В Самаре мы живем».
3. «Любимая Россия».
4. «День народов России.
5. «Когда-то была война…».
6. «В семье единой».
7. «О чём поют в Самаре».
8. «Защитники Отечества».
9. «Красота и доброта детских песен».
10. «Родные просторы».
Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств
Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.
Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников продолжала, развивая различные виды изобразительной деятельности: «Портрет моей мамы», «Вот и осень к нам пришла», «любимая моя станица», выставки поделок к Рождеству и Пасхе с привлечением родителей. Всю работу в области декоративно-прикладного искусства разделила на следующие основные блоки:
«Наша дружная семья»
«Это я, это я, это все мои друзья»
«Наш любимый детский сад»;
«Природа моей малой родины» ;
«Самара навстречу играм в Сочи»;
«Лето моего детства. Места отдыха для детей в Самаре»
«Труд моих земляков»;
«Защитники Отечества»;
«Календарные праздники и обряды»
Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:
Семья → родная улица → город → край → страна: История, символика, обычаи, традиции, чем живёт сегодня, особенности(достопримечательности), перспективы развития.
Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному (регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.
Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:
использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когда приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, приобщению к миру
прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем мире.
Длительность работы над опытом 2 года.
Результативность опыта
Выпускники занимавшиеся в системе « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» отличаются от сверстников большими компетентностями в познании мира малой родины, успешнее ориентируются в окружающей действительности. Имеют определённые знания и навыки , отличаются познавательной активностью и успешностью в освоении новых знаний. Об этом свидетельствуют отзывы родителей.
Список литературы:
1) М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2) О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
3) Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,
4) О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
5) Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6) Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7) Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России