"Используем серию картинок"
Опора на серию картинок для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошкольном возрастепреобладает наглядно0образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, соправаждающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели.
Например, при заучивании стихотворения Александровой "Новая столовая" сначала взрослый:
- показывает изображение птиц, а дети рассматривают их и называют
- затем последовательно называют дни недели (взрослый выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами)
- проводится словарная работа: кормушка, столовая, гонец - весенний - путешественник - скворец
- взрослый дает установку на запоминание: "Теперь смотрите на картинку, слушайте новое большое стихотворение и постарайтесь его запомнить"
- читайте полностью, не спеша, показывает картинку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед.
(Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
(Синица и карточка с цифрой 1)
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(Снегири и карточка с цифрой 2)
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
(Вороны и карточка с цифрой 3)
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьёв,
(Воробьи и карточка с цифрой 4)
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
(Голубь и карточка с цифрой 5)
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
(Сорока и карточка с цифрой 6)
В восресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний -
Путешественник - скворец...
Вот и песенке конец!
(Скворец и карточка с цифрой 7)
Потом дети читают текст хором, по группам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте.
Дети и воспитатель повторяет текст перд уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.