Самообслуживание

Патрикеева Мария Константиновна

1.     Программа кружка «Азбука самообслуживания»

 

Кружок «Азбука самообслуживания»

Пояснительная записка:

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков:

1. Навыки опрятности.

2. Навыки приема пищи.

3. Навыки одевания и раздевания.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Р.С.Буре и Г.Н. Година  отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Цель: обучить детей навыкам самообслуживания.

Задачи:

1.                Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

2.                Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды.

3.                Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот.

4.                Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Программа основана на следующих принципах:

1.Учет индивидуальных возможностей и интересов детей.

2. Опора на ведущий вид деятельности.

3. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

Предполагаемый результат:

Повышение уровня освоения навыков самообслуживания у детей:

1.уметь с небольшой помощью взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

2.аккуратно вешать и складывать одежду;

3.обращать внимание на свой внешний вид;

4.замечать непорядок в одежде, устранять его;

5.эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;

6.усиление инициативности детей во взаимоотношениях со взрослыми.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок 1 раз в неделю.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

В процессе работы использовали различные методы и приемы:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

 - наглядные;

- практические;

- игровые;

- рассматривание иллюстраций;

 - целевые прогулки.

Тематическое планирование

Тема

Месяц

Задачи

«Умоем куклу Катю»

сентябрь

-обучать детей навыкам чистоты, опрятности

«Оденем куклу после сна»

октябрь

-обучать детей навыкам одевания

«Накормим куклу Машу»

ноябрь

-обучать детей навыкам кормления

«Наведём порядок»

декабрь

-закреплять у каждого ребёнка представление о том, где его постоянное место за столом, постель, шкаф для одежды;

-воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам.

«Катя простудилась»

январь

-формировать навык пользоваться носовым платком;

-приучать детей при чихание и кашле отворачиваться, прикрывая рот носовым платком.

«Что делают люди зимой»

февраль

-познакомить с трудом взрослых зимой.

«Уложим куклу Катю спать»

март

-закрепить названия постельных принадлежностей, действий с куклой;

-воспитывать добрые чувства.

«Оденем куклу на прогулку»

апрель

-формировать навык последовательных действий одевания на прогулку;

-закрепить представление об одежде, назначении вещей;

-воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность.

«Мы встречаем гостей»

май

-закреплять некоторые правила и навыки культурного поведения во время еды.