Самообслуживание
1. Программа кружка «Азбука самообслуживания»
Кружок «Азбука самообслуживания»
Пояснительная записка:
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков:
1. Навыки опрятности.
2. Навыки приема пищи.
3. Навыки одевания и раздевания.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Р.С.Буре и Г.Н. Година отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Цель: обучить детей навыкам самообслуживания.
Задачи:
1. Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
2. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды.
3. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот.
4. Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Программа основана на следующих принципах:
1.Учет индивидуальных возможностей и интересов детей.
2. Опора на ведущий вид деятельности.
3. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
Предполагаемый результат:
Повышение уровня освоения навыков самообслуживания у детей:
1.уметь с небольшой помощью взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
2.аккуратно вешать и складывать одежду;
3.обращать внимание на свой внешний вид;
4.замечать непорядок в одежде, устранять его;
5.эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
6.усиление инициативности детей во взаимоотношениях со взрослыми.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок 1 раз в неделю.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
В процессе работы использовали различные методы и приемы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые;
- рассматривание иллюстраций;
- целевые прогулки.
Тематическое планирование
Тема | Месяц | Задачи |
«Умоем куклу Катю» | сентябрь | -обучать детей навыкам чистоты, опрятности |
«Оденем куклу после сна» | октябрь | -обучать детей навыкам одевания |
«Накормим куклу Машу» | ноябрь | -обучать детей навыкам кормления |
«Наведём порядок» | декабрь | -закреплять у каждого ребёнка представление о том, где его постоянное место за столом, постель, шкаф для одежды; -воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам. |
«Катя простудилась» | январь | -формировать навык пользоваться носовым платком; -приучать детей при чихание и кашле отворачиваться, прикрывая рот носовым платком. |
«Что делают люди зимой» | февраль | -познакомить с трудом взрослых зимой. |
«Уложим куклу Катю спать» | март | -закрепить названия постельных принадлежностей, действий с куклой; -воспитывать добрые чувства. |
«Оденем куклу на прогулку» | апрель | -формировать навык последовательных действий одевания на прогулку; -закрепить представление об одежде, назначении вещей; -воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность. |
«Мы встречаем гостей» | май | -закреплять некоторые правила и навыки культурного поведения во время еды.
|