Аналитическая записка

Глазырина Любовь Сергеевна

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Дошкольник познает мир. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!». Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях экспериментально - исследовательской деятельности. Именно в процессе наблюдения дети среднего дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления, ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается, как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качество предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова. В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей он выделяет экспериментально - исследовательскую деятельность, которая и является ведущей на протяжении всего дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Отдел образования Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 119

Аналитическая  записка  

о результатах педагогической деятельности

                                                           

Отчёт составила:

Глазырина Л.С.

воспитатель

1 квалификационной категории

Екатеринбург,

2017г.

Содержание

Введение        3

Основная часть        4

Заключение.        11

Таблица 1 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.        12

Таблица 2 Анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)        13

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.        14


Введение

 

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Дошкольник познает  мир. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях экспериментально - исследовательской деятельности.  Именно в процессе наблюдения дети среднего дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления, ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него  появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается, как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств,  качество предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.  

   Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова. В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей он выделяет экспериментально - исследовательскую деятельность, которая и является ведущей на протяжении всего дошкольного детства.


Основная часть

 Цель моей педагогической деятельности: «Познавательное развитие дошкольников через экспериментально- исследовательскую деятельность».

  В соответствии с целью педагогической деятельности мною были поставлены и решались следующие задачи:

        1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экспериментально – исследова-тельскому  развитию детей.

        2. Расширить кругозор детей в процессе экспериментально - исследовательской деятельности о предметах и явлениях окружающего мира.

        3.  Разработать систему взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов,  родителей, воспитанников) по  решению данной проблемы.

        4. Проанализировать результаты работы по  экспериментально-исследовательской деятельности детей.

        5. Сформулировать задачи на следующий период.

                 Поставленные цели и задачи  мной успешно решались на протяжении 5 лет.

На основании  наблюдений за детьми я увидела, что дети разучились видеть красоту природы и беречь её. Они не умеют наблюдать, делать выводы.

 В этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности,  очень важно не пропустить этот период в жизни ребёнка и использовать его в целях экологического образования, воспитания в детях эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней.  В настоящее время одним из эффективных способов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников считаю экспериментально-исследовательскую деятельность. Моя задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании. Дети основываются на собственном практическом опыте и делают умозаключения,   а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Я сделала вывод, что в работе необходимо использовать практические методы.  

В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию,   для активизации познавательной деятельности  воспитанников        в своей деятельности широко  использую  технологии: Николаевой С. Н., Ивановой А. И., педагогическую технологию метода проектной деятельности, здоровьесберегающие и игровые. Осваиваю и широко применяю в образовательном процессе информационные технологии, разрабатываю тематические электронные  презентации. 

Особое внимание уделяю технологиям экологической направленности:  Николаевой С. Н., Ивановой А. И.

  1. Технология Николаевой С. Н. построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растёт и живёт рядом с ребёнком. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды Человека в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.  

Методика работы А. И. Ивановой построена на усилении практической направленности. Данная методика даёт богатый справочный материал по сезонным изменениям в природе, срокам наступления того или иного времени года и приметам, позволяющим прогнозировать развитие процессов в  природе. Большое внимание уделяется организации самостоятельной исследовательской деятельности детей по изучению природных явлений и процессов,  что позволяет формировать у детей способность  рассуждать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения о скрытых свойствах объектов и процессов. Наблюдения является одним из наиболее эффективных способов достижения указанных целей.  

  1. Игровые технологии построены с использованием различных педагогических игр с чётко поставленными целями, они  способствуют повышению развития творческого потенциала дошкольника. Играя, дети лучше усваивают материал, не устают, не теряют интереса. Задания создают не только проблемную ситуацию, но и содержат в себе новизну информации, неожиданность, необычность, странность, несоответствие прежним представлениям, удивление.    Сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьёзной дальнейшей деятельности; в игре ребёнок, упражняясь, совершенствует свои способности. Для развития интереса к поисково-исследовательской  деятельности используем эксперименты и опыты.                        
  2. Технология развивающего обучения ( Д. Б. Эльконин,  В. В. Давыдов)направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения; эта технология   обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
  3. Информационно-коммуникативные технологии используются для успешного вовлечения дошкольников в непрерывно-образовательную деятельность (включение в образовательный процесс презентаций, фото и видео галерей посредством мультимедийных презентаций. Помогают в  общении с коллегами на форумах в сети интернет, поиске и систематизации нужной методической информации.
  4. Здоровьесберегающие технологии   направлены на сохранение, поддержания здоровья детей. Бодрящая гимнастика (утренняя гимнастика, гимнастика после сна) автор Т.Е. Харченко. Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой. Точечный массаж по А. А. Уманской.
  5. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина) носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода   является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
  6. Групповые технологии (работа в группах) способствуют развитию познавательного интереса, активизации экспериментально-исследовательской деятельности моих воспитанников. Группы формируются по желанию самих ребят, с учетом их интересов, и, возможностями. Такая форма работы формирует у детей самостоятельность, способствует развитию чувства ответственности, исполнительности, самокритичности.
  7. Технологии проблемного обучения основана на создании под руководством взрослого проблемной ситуации и организации самостоятельной деятельности воспитанников. Это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Это обучение через деятельность.

           Организация систематической экспериментально-исследовательской деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей на  занятии, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

  Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развивает собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей). Становление поисково-экспериментальной деятельности  дошкольников зависит от сотрудничества с партнёром-воспитателем.

    Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.

        Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. А средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. В этом возрасте продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе. Мы прививаем интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себя возле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах. Таким образом, у детей закладываются основы экологической культуры.

           В своей работе  уделяю особое внимание, организации и насыщению развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет включить воспитанников в активную познавательную деятельность. В течение года мои усилия были направлены на  создание   развивающей среды  для удовлетворения потребностей каждого ребёнка и для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности, что  позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать с воспитателем и сверстниками.

             На основании   наблюдения можно сделать вывод, что в результате правильно организованной предметно-развивающей среде наблюдается включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, снижается конфликтность между детьми,  дети стали дружнее, терпимее к высказываниям точки зрения друг другу.                        

         В группе создала условия для экспериментально-исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а воспитатель является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную познавательную активность.

         Создала «Экспериментальный центр», который включает в себя: оборудование для экспериментирования, познавательные энциклопедии, коллекции природных объектов под названиями: «Минералы», «Сокровища земли», собраны коллекции: «Семена цветов», «Цветы», «Деревья». Изготовлены макеты из серии «Домашние животные», «Птичий  двор», «Дикие  животные».

          В соответствии с темами раздела программы «Целостное восприятие окружающего мира» разработана серия опытов по ознакомлению с сезонными изменениями в природе, а также цикл опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете.                                                                        

            Центр природы и экспериментирования  «Юные исследователи» включает в себя необходимый инвентарь по уходу за растениями. Дети могут удовлетворить свои исследовательские интересы: рассмотреть, понаблюдать, потрогать, сравнить.

          Есть мини-лаборатория с набором элементарных приборов  («Ловушка для ветра», «Песочные часы», «Измерители»); дидактические игры и материалы; разнообразные коллекции («Лекарственные растения», «Семена», «Гербарий», «Камни», «Листья»,  «Ракушки», «Шишки»). Детьми и родителями собран природный материал, который необходим нам для совместной продуктивной деятельности. Уголок природы и экспериментирования пополняется материалом в зависимости от возраста детей.

   Считаю, что самый благоприятный для экспериментально-исследовательской деятельности это летний период.  На территории детского сада, организую наблюдение  и  посадку семян  на  огороде  и цветнике. Всё лето мы выращиваем урожай на собственной грядке. Ведём наблюдения за овощами, ухаживаем за ними: поливаем и убираем сорняки.   Для совместной трудовой деятельности  на огороде  дети используют свой инвентарь. Они с огромным  интересом и эмоциональным подъёмом   собирают осенью урожай.  Радостью сбора урожая дети делились с детьми из других групп, родителями, педагогами.

 Воспитанникам  нравится деятельность, в процессе которой совместно с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты и эксперименты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.  

        Во время экспериментально - исследовательской работы  стараюсь задействовать все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи.

         В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Используя серию игр:  «Учись, играя», «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик?», «Назови, кто я?», «Где, чей домик?» и другие.   Такие игры повышают знания при знакомстве с окружающим миром.  Использую  словесные игры:  «Что лишнее?», «Хорошо - плохо», «Летает - не летает», «Это кто к нам пришёл?» и другие. Они помогают развивать у детей внимание, память, воображение. А также сюжетно – ролевые игры: "Магазин", "Больница» и т.д.

В рамках работы с родителями воспитанников использую   такие формы сотрудничества , как родительские собрания, индивидуальные консультации, день открытых дверей, мастер – классы, смотры-конкурсы на разные темы, фото выставки и выставки-коллекций.

Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт, как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах. А также подготовка и участие в детско-родительских  проектах: «Я - мама!»,  «О промыслах и ремеслах Урала», в проекте «Наши имена»,  « Хлеб - всему голова». Мною реализован долгосрочный проект "Огород на подоконнике". Цель проекта –   формирование   у детей интереса к проектно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.  В результате у детей появился интерес к комнатным растениям,  продолжилось формирование познавательных и конструктивных умений: наблюдать, сравнивать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности, увеличился их словарный запас, речь стала более эмоциональной и выразительной.

 Добиться положительного результата в формировании познавательной компетенции помогла спланированная работа с родителями. В целях формирования активного, инициативного отношения родителей к участию в образовательных проектах дошкольников были проведены: консультации «Ребенок и компьютер», «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка», «Ребенок один дома», «Как преодолеть сезонную сонливость», «Роль игры в экологическом воспитании»,  «Малина - в каждом доме», « Сбережем родную природу», «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников», «Формы организации экологического воспитания дошкольников» и др.

Тематические беседы «Экспериментируем  в домашних условиях», «Правила поведения безопасности поведения на улице». Тематические чаепития  «День матери», «Масленица», «Все на ярмарку».

Чтобы держать родителей в курсе событий, постоянно информирую родителей о проделанной работе, знакомлю с предстоящими мероприятиями и подготовке к ним.

Заключение.

В результате проделанной работы повысился уровень экологической культуры у детей. Дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по её охране.

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Результаты анкетирования позволили выявить удовлетворённость родителей уровнем овладения детьми экспериментально- исследовательской деятельностью.

  1. 85 % родителей удалось вовлечь в осуществление образовательных проектов;
  2. до 73% - осознали важность экспериментально- исследовательской деятельности    в    развитии детей.

На начальном этапе заинтересованность родителей по данному направлению была на низком уровне.

Благодаря такому тесному взаимодействию у родителей повысился уровень  компетентности в вопросах познавательного развития. Видя результат моей работы,  родители оказывают посильную помощь в облагораживании и оформлении участка, группы. Являются активными участниками всевозможных проектов и конкурсов. За, что я им очень благодарна!


Таблица 1

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

 Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Планирование

Реализация

Рефлексия

                                             Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнутый результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям ,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

Таблица 2

 Анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а)рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – познавательная активность выражена сильно;

21 –18 баллов – познавательная активность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – познавательная активность выражена слабо.


Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.