Аналитическая записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательное развитие | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Отдел образования Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 119
Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности
Отчёт составила:
Глазырина Л.С.
воспитатель
1 квалификационной категории
Екатеринбург,
2017г.
Содержание
Таблица 1 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. 12
Таблица 2 Анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича) 13
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. 14
Введение
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Дошкольник познает мир. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях экспериментально - исследовательской деятельности. Именно в процессе наблюдения дети среднего дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления, ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается, как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качество предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова. В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей он выделяет экспериментально - исследовательскую деятельность, которая и является ведущей на протяжении всего дошкольного детства.
Основная часть
Цель моей педагогической деятельности: «Познавательное развитие дошкольников через экспериментально- исследовательскую деятельность».
В соответствии с целью педагогической деятельности мною были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экспериментально – исследова-тельскому развитию детей.
2. Расширить кругозор детей в процессе экспериментально - исследовательской деятельности о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Разработать систему взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, воспитанников) по решению данной проблемы.
4. Проанализировать результаты работы по экспериментально-исследовательской деятельности детей.
5. Сформулировать задачи на следующий период.
Поставленные цели и задачи мной успешно решались на протяжении 5 лет.
На основании наблюдений за детьми я увидела, что дети разучились видеть красоту природы и беречь её. Они не умеют наблюдать, делать выводы.
В этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности, очень важно не пропустить этот период в жизни ребёнка и использовать его в целях экологического образования, воспитания в детях эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней. В настоящее время одним из эффективных способов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников считаю экспериментально-исследовательскую деятельность. Моя задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании. Дети основываются на собственном практическом опыте и делают умозаключения, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Я сделала вывод, что в работе необходимо использовать практические методы.
В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, для активизации познавательной деятельности воспитанников в своей деятельности широко использую технологии: Николаевой С. Н., Ивановой А. И., педагогическую технологию метода проектной деятельности, здоровьесберегающие и игровые. Осваиваю и широко применяю в образовательном процессе информационные технологии, разрабатываю тематические электронные презентации.
Особое внимание уделяю технологиям экологической направленности: Николаевой С. Н., Ивановой А. И.
- Технология Николаевой С. Н. построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растёт и живёт рядом с ребёнком. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды Человека в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
Методика работы А. И. Ивановой построена на усилении практической направленности. Данная методика даёт богатый справочный материал по сезонным изменениям в природе, срокам наступления того или иного времени года и приметам, позволяющим прогнозировать развитие процессов в природе. Большое внимание уделяется организации самостоятельной исследовательской деятельности детей по изучению природных явлений и процессов, что позволяет формировать у детей способность рассуждать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения о скрытых свойствах объектов и процессов. Наблюдения является одним из наиболее эффективных способов достижения указанных целей.
- Игровые технологии построены с использованием различных педагогических игр с чётко поставленными целями, они способствуют повышению развития творческого потенциала дошкольника. Играя, дети лучше усваивают материал, не устают, не теряют интереса. Задания создают не только проблемную ситуацию, но и содержат в себе новизну информации, неожиданность, необычность, странность, несоответствие прежним представлениям, удивление. Сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьёзной дальнейшей деятельности; в игре ребёнок, упражняясь, совершенствует свои способности. Для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности используем эксперименты и опыты.
- Технология развивающего обучения ( Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения; эта технология обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
- Информационно-коммуникативные технологии используются для успешного вовлечения дошкольников в непрерывно-образовательную деятельность (включение в образовательный процесс презентаций, фото и видео галерей посредством мультимедийных презентаций. Помогают в общении с коллегами на форумах в сети интернет, поиске и систематизации нужной методической информации.
- Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, поддержания здоровья детей. Бодрящая гимнастика (утренняя гимнастика, гимнастика после сна) автор Т.Е. Харченко. Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой. Точечный массаж по А. А. Уманской.
- Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина) носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
- Групповые технологии (работа в группах) способствуют развитию познавательного интереса, активизации экспериментально-исследовательской деятельности моих воспитанников. Группы формируются по желанию самих ребят, с учетом их интересов, и, возможностями. Такая форма работы формирует у детей самостоятельность, способствует развитию чувства ответственности, исполнительности, самокритичности.
- Технологии проблемного обучения основана на создании под руководством взрослого проблемной ситуации и организации самостоятельной деятельности воспитанников. Это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Это обучение через деятельность.
Организация систематической экспериментально-исследовательской деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей на занятии, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развивает собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей). Становление поисково-экспериментальной деятельности дошкольников зависит от сотрудничества с партнёром-воспитателем.
Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. А средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. В этом возрасте продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе. Мы прививаем интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себя возле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах. Таким образом, у детей закладываются основы экологической культуры.
В своей работе уделяю особое внимание, организации и насыщению развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет включить воспитанников в активную познавательную деятельность. В течение года мои усилия были направлены на создание развивающей среды для удовлетворения потребностей каждого ребёнка и для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности, что позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать с воспитателем и сверстниками.
На основании наблюдения можно сделать вывод, что в результате правильно организованной предметно-развивающей среде наблюдается включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, снижается конфликтность между детьми, дети стали дружнее, терпимее к высказываниям точки зрения друг другу.
В группе создала условия для экспериментально-исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а воспитатель является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную познавательную активность.
Создала «Экспериментальный центр», который включает в себя: оборудование для экспериментирования, познавательные энциклопедии, коллекции природных объектов под названиями: «Минералы», «Сокровища земли», собраны коллекции: «Семена цветов», «Цветы», «Деревья». Изготовлены макеты из серии «Домашние животные», «Птичий двор», «Дикие животные».
В соответствии с темами раздела программы «Целостное восприятие окружающего мира» разработана серия опытов по ознакомлению с сезонными изменениями в природе, а также цикл опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете.
Центр природы и экспериментирования «Юные исследователи» включает в себя необходимый инвентарь по уходу за растениями. Дети могут удовлетворить свои исследовательские интересы: рассмотреть, понаблюдать, потрогать, сравнить.
Есть мини-лаборатория с набором элементарных приборов («Ловушка для ветра», «Песочные часы», «Измерители»); дидактические игры и материалы; разнообразные коллекции («Лекарственные растения», «Семена», «Гербарий», «Камни», «Листья», «Ракушки», «Шишки»). Детьми и родителями собран природный материал, который необходим нам для совместной продуктивной деятельности. Уголок природы и экспериментирования пополняется материалом в зависимости от возраста детей.
Считаю, что самый благоприятный для экспериментально-исследовательской деятельности это летний период. На территории детского сада, организую наблюдение и посадку семян на огороде и цветнике. Всё лето мы выращиваем урожай на собственной грядке. Ведём наблюдения за овощами, ухаживаем за ними: поливаем и убираем сорняки. Для совместной трудовой деятельности на огороде дети используют свой инвентарь. Они с огромным интересом и эмоциональным подъёмом собирают осенью урожай. Радостью сбора урожая дети делились с детьми из других групп, родителями, педагогами.
Воспитанникам нравится деятельность, в процессе которой совместно с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты и эксперименты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Во время экспериментально - исследовательской работы стараюсь задействовать все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи.
В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Используя серию игр: «Учись, играя», «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик?», «Назови, кто я?», «Где, чей домик?» и другие. Такие игры повышают знания при знакомстве с окружающим миром. Использую словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо - плохо», «Летает - не летает», «Это кто к нам пришёл?» и другие. Они помогают развивать у детей внимание, память, воображение. А также сюжетно – ролевые игры: "Магазин", "Больница» и т.д.
В рамках работы с родителями воспитанников использую такие формы сотрудничества , как родительские собрания, индивидуальные консультации, день открытых дверей, мастер – классы, смотры-конкурсы на разные темы, фото выставки и выставки-коллекций.
Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт, как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах. А также подготовка и участие в детско-родительских проектах: «Я - мама!», «О промыслах и ремеслах Урала», в проекте «Наши имена», « Хлеб - всему голова». Мною реализован долгосрочный проект "Огород на подоконнике". Цель проекта – формирование у детей интереса к проектно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. В результате у детей появился интерес к комнатным растениям, продолжилось формирование познавательных и конструктивных умений: наблюдать, сравнивать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности, увеличился их словарный запас, речь стала более эмоциональной и выразительной.
Добиться положительного результата в формировании познавательной компетенции помогла спланированная работа с родителями. В целях формирования активного, инициативного отношения родителей к участию в образовательных проектах дошкольников были проведены: консультации «Ребенок и компьютер», «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка», «Ребенок один дома», «Как преодолеть сезонную сонливость», «Роль игры в экологическом воспитании», «Малина - в каждом доме», « Сбережем родную природу», «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников», «Формы организации экологического воспитания дошкольников» и др.
Тематические беседы «Экспериментируем в домашних условиях», «Правила поведения безопасности поведения на улице». Тематические чаепития «День матери», «Масленица», «Все на ярмарку».
Чтобы держать родителей в курсе событий, постоянно информирую родителей о проделанной работе, знакомлю с предстоящими мероприятиями и подготовке к ним.
Заключение.
В результате проделанной работы повысился уровень экологической культуры у детей. Дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по её охране.
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Результаты анкетирования позволили выявить удовлетворённость родителей уровнем овладения детьми экспериментально- исследовательской деятельностью.
- 85 % родителей удалось вовлечь в осуществление образовательных проектов;
- до 73% - осознали важность экспериментально- исследовательской деятельности в развитии детей.
На начальном этапе заинтересованность родителей по данному направлению была на низком уровне.
Благодаря такому тесному взаимодействию у родителей повысился уровень компетентности в вопросах познавательного развития. Видя результат моей работы, родители оказывают посильную помощь в облагораживании и оформлении участка, группы. Являются активными участниками всевозможных проектов и конкурсов. За, что я им очень благодарна!
Таблица 1
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнутый результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям ,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание. |
Таблица 2
Анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | а)рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 |
3 | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 |
4 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
30-22 баллов – познавательная активность выражена сильно;
21 –18 баллов – познавательная активность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – познавательная активность выражена слабо.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.