Семинар-практикум по теме: «Построение предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности дошкольника»
Семинар-практикум по теме:
«Построение предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности дошкольника»
Игра- важная неотъемлемая часть детской деятельности.
Развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического обмена.
Одним словом это игрушки.
Игрушки делятся на 3 типа:
Предметы ориентирования
( игрушки имитирующие реальные предметы);
маркеры, знаки игрового пространства (указывающий на место действия);
игрушки персонажи (куклы, фигурки животных).
В предметно-развивающей среде дошкольник развивает:
- физические функции;
- формирует свои сенсорные навыки;
- на собственном опыте приобретает знания;
- накапливает жизненный опыт;
- учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления
- получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми сверстниками.
К стимулирующим элементам самостоятельной деятельности детей можно отнести:
Спокойный (центр познавательного развития, центр развития сенсорики, центр общения; центр художественно-эстетического развития , центр экологического воспитания, центр отдыха и уединения );
Насыщенного движения(игровой центр, центр двигательного развития, спортивный центр, центры социально-эмоционального развития);
Средней интенсивности (театрализованный центр, центр сюжетно-ролевых игр, центр экспериментирования и исследований, центр строительно -конструктивных игр).
Принципы, которые следует учитывать при организации предметно- развивающей среды
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
В группах должны быть !
-костюмерная;
-мягкие плоскости, подиумы для отдыха;
-сборно-разборная мебель;
-использование игровых столов сложной конфигурации;
-игрушечная мебель;
-использование игрового спортивного оборудования;
-емкость для хранения игрушек;
-использование вертикальных разделителей;
-мебель- трансформер;
-игрушки заменители;
-кукольный театр;
-игрушки.