Развитие субъектности детей через проектную деятельность
Проектная деятельность как инновационное средство развития субъектности детей дошкольного возраста.
Главная задача образования сегодня – это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. А дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования.
Дошкольное образование стало более значимым в развитии ребенка, но вместе с тем выросли требования к дошкольному образованию, которые рассмотрены в принятом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В современных требованиях к образовательным программам детских садов, составленных на основе примерных программ воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, уделяется значение и решению педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, творческой индивидуальности.
Проектная деятельность обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие личности воспитанников. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, развивает их стремление к новой социальной позиции, способствует формированию коммуникативных навыков. Таким образом, мы реализуем личностно – ориентированный, развивающий подходы к обучению и воспитанию.
Наше дошкольное учреждение осуществляет приоритетное направление – экологическое образование дошкольников и нашей задачей является повышение уровня экологической культуры всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении (дети, родители, коллектив детского сада). Экологически воспитанная личность характеризуется экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, природоохранным отношением. Мы решили поднять и озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам на уровне семьи, дошкольного учреждения, реализовав краткосрочный проект «Бумаге – вторая жизнь».
Цель нашего проекта – воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
В процессе реализации проекта проведены следующие мероприятия:
Акция «День без бумаги».
«Научимся использовать бумагу рационально!» — таков основной тезис международной «безбумажной» кампании, которая проходит каждый четвертый четверг октября по всему миру. Очевидно, что полный отказ от бумажных документов является недостижимым и ненужным. Однако, это отличный повод поделиться опытом в использовании безбумажных технологий и рассказать другим, о том, как можно вносить ежедневный посильный вклад в защиту экологии.
Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста на темы:
«История рождения бумаги»,
«Лес – наше богатство»,
«Кто живет на дереве?».
Дети узнали, какую пользу приносят деревья для человека и животных, какова роль лесов в сохранении состава и чистоты воздуха. Открытием для детей стала информация о том, что деревья – самые долго живущие растения на планете.
Рассматривание репродукций картин Ивана Ивановича Шишкина – певца русского леса. Лес – неиссякаемый источник красоты, вдохновляющий писателей, поэтов и художников. Посещение постоянной экспозиции «Природа и экология Кубани» Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д Фелицына в рамках клуба выходного дня. Удивительно, что благодаря одной выставке можно узнать столько нового о природе родного края.
Исследовательская деятельность с детьми «Изготовим бумагу сами».
Сначала детей в доступной форме познакомили с процессом промышленного производства бумаги, они узнали, что для производства бумаги требуется древесина и много воды. Важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Её применение способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Дети увлеченно занимались исследовательской деятельностью: оказывается, бумагу можно изготовить самостоятельно, имея для этого всего лишь емкость, листы использованной бумаги, миксер, воду, кусок марли, крахмал и струю газету.
Продуктивная деятельность детей и родителей «Вторая жизнь бумаги».
В ход шли разные бумажные отходы: старые журналы, обрезки цветной бумаги, фантики от конфет, картонные коробки, яичные лотки, остатки бумаги от делопроизводства, салфетки, втулки от туалетной бумаги и полотенец…
Таким образом: в ходе реализации проекта «Бумаге – вторая жизнь» для развития субъектности детей в группе была создана интерактивная РППС, внедрены в практику современные интерактивные методики: игровые проблемные ситуации, исследовательская и экспериментальная деятельность; использованы ИКТ. Наш проект – пример интегрированного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_subektnosti_detey_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как инновационное средство развития субъектности детей дошкольного возраста.
Главная задача образования сегодня – это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. А дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования.
Дошкольное образование стало более значимым в развитии ребенка, но вместе с тем выросли требования к дошкольному образованию, которые рассмотрены в принятом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В современных требованиях к образовательным программам детских садов, составленных на основе примерных программ воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, уделяется значение и решению педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, творческой индивидуальности.
Проектная деятельность обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие личности воспитанников. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, развивает их стремление к новой социальной позиции, способствует формированию коммуникативных навыков. Таким образом, мы реализуем личностно – ориентированный, развивающий подходы к обучению и воспитанию.
Наше дошкольное учреждение осуществляет приоритетное направление – экологическое образование дошкольников и нашей задачей является повышение уровня экологической культуры всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении (дети, родители, коллектив детского сада). Экологически воспитанная личность характеризуется экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, природоохранным отношением. Мы решили поднять и озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам на уровне семьи, дошкольного учреждения, реализовав краткосрочный проект «Бумаге – вторая жизнь».
Цель нашего проекта – воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
В процессе реализации проекта проведены следующие мероприятия:
Акция «День без бумаги».
«Научимся использовать бумагу рационально!» — таков основной тезис международной «безбумажной» кампании, которая проходит каждый четвертый четверг октября по всему миру. Очевидно, что полный отказ от бумажных документов является недостижимым и ненужным. Однако, это отличный повод поделиться опытом в использовании безбумажных технологий и рассказать другим, о том, как можно вносить ежедневный посильный вклад в защиту экологии.
Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста на темы:
«История рождения бумаги»,
«Лес – наше богатство»,
«Кто живет на дереве?».
Дети узнали, какую пользу приносят деревья для человека и животных, какова роль лесов в сохранении состава и чистоты воздуха. Открытием для детей стала информация о том, что деревья – самые долго живущие растения на планете.
Рассматривание репродукций картин Ивана Ивановича Шишкина – певца русского леса. Лес – неиссякаемый источник красоты, вдохновляющий писателей, поэтов и художников. Посещение постоянной экспозиции «Природа и экология Кубани» Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д Фелицына в рамках клуба выходного дня. Удивительно, что благодаря одной выставке можно узнать столько нового о природе родного края.
Исследовательская деятельность с детьми «Изготовим бумагу сами».
Сначала детей в доступной форме познакомили с процессом промышленного производства бумаги, они узнали, что для производства бумаги требуется древесина и много воды. Важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Её применение способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Дети увлеченно занимались исследовательской деятельностью: оказывается, бумагу можно изготовить самостоятельно, имея для этого всего лишь емкость, листы использованной бумаги, миксер, воду, кусок марли, крахмал и струю газету.
Продуктивная деятельность детей и родителей «Вторая жизнь бумаги».
В ход шли разные бумажные отходы: старые журналы, обрезки цветной бумаги, фантики от конфет, картонные коробки, яичные лотки, остатки бумаги от делопроизводства, салфетки, втулки от туалетной бумаги и полотенец…
Таким образом: в ходе реализации проекта «Бумаге – вторая жизнь» для развития субъектности детей в группе была создана интерактивная РППС, внедрены в практику современные интерактивные методики: игровые проблемные ситуации, исследовательская и экспериментальная деятельность; использованы ИКТ. Наш проект – пример интегрированного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.