Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все как - будто «понарошку». Ребенок может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались. Все это расширяет его детский мир и обеспечивает эмоциональный комфорт. Но, кроме эмоционального комфорта, сюжетная игра имеет и объективное значение для психического развития дошкольника. Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: сначала с игрушками, заменяющими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия, совершаемые во внутреннем плане, в «уме». Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с товарищами. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется и не только по тематическому содержанию. К примеру, трехлетний ребенок может играть в «космонавта», повторяя два-три игровых действия: надевает шлем, садится в ракету и крутит штурвал. А шестилетние дети могут играть в «дочки-матери», развертывая ролевые диалоги, переходя от обеда к посещению цирка (став на минутку уже не мамой и дочкой, а цирковыми артистами), а затем к путешествию на море. Дело в том, что сюжетная игра, независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде — как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном виде — как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей и все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразное тематическое содержание может он в нее включать и тем больше у него свободы в самореализации. Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения — преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Для детей, свободно владеющих различными способами построения игры, свойственны «много темные» сюжеты.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
В возрасте 1,5— 3 лет ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; в возрасте 3—5 лет — принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником; в возрасте 5— 7 лет — развертывать в игре разнообразные по последовательности события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2—3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Однако высокий уровень игры может быть и не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Но в совместной игре с детьми педагог должен занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: «хорошо — плохо», « правильно — неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой (а не занятием или действием по инструкции), если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому подчиняться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Такая позиция взрослого — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.
Для формирования игровых умений можно использовать другой путь, строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры. Сначала дети как бы «открывают» новый способ в «чистом» виде в совместной игре с взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием. Так, ребенку раннего возраста может «открыться» условное игровое действие с предметом - заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие.
С трех лет можно втягивать дошкольников в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов; с пяти лет — в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям «открыть» новый способ — творческое комбинирование разнообразных событий.
Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.
Из этого следует: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Однако чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.
Воспитатель в своих действиях при формировании игровых умений у детей может опираться на сюжет. На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно однотемный одноперсонажный сюжет как смысловую цепочку действий. На этапе формирования ролевого поведения опорой для педагога становится многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, через введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий.
Для того чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет в процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета — событиями, персонажами (ролями), действиями, уметь развертывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений. Следовательно, чтобы учить детей играть, воспитатель должен владеть игровой грамотой, культурой игры.
Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение это имеет на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно - игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры. Старшие дошкольники руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а также разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации: 1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнером; 2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Неправильно было бы считать, что в младшем дошкольном возрасте детей надо учить играть, а в старшем они должны играть только самостоятельно. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры (так же как и других видов детской деятельности) должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников. Другое дело, что с возрастом детей должна изменяться форма совместной игры с взрослым и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведенного режимом времени.
Наблюдая за детской игрой можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_-_rolevaya_igra_v_zhizni_doshkolnika.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все как - будто «понарошку». Ребенок может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались. Все это расширяет его детский мир и обеспечивает эмоциональный комфорт. Но, кроме эмоционального комфорта, сюжетная игра имеет и объективное значение для психического развития дошкольника. Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: сначала с игрушками, заменяющими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия, совершаемые во внутреннем плане, в «уме». Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с товарищами. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется и не только по тематическому содержанию. К примеру, трехлетний ребенок может играть в «космонавта», повторяя два-три игровых действия: надевает шлем, садится в ракету и крутит штурвал. А шестилетние дети могут играть в «дочки-матери», развертывая ролевые диалоги, переходя от обеда к посещению цирка (став на минутку уже не мамой и дочкой, а цирковыми артистами), а затем к путешествию на море. Дело в том, что сюжетная игра, независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде — как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном виде — как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей и все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразное тематическое содержание может он в нее включать и тем больше у него свободы в самореализации. Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения — преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Для детей, свободно владеющих различными способами построения игры, свойственны «много темные» сюжеты.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
В возрасте 1,5— 3 лет ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; в возрасте 3—5 лет — принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником; в возрасте 5— 7 лет — развертывать в игре разнообразные по последовательности события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2—3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Однако высокий уровень игры может быть и не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Но в совместной игре с детьми педагог должен занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: «хорошо — плохо», « правильно — неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой (а не занятием или действием по инструкции), если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому подчиняться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Такая позиция взрослого — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.
Для формирования игровых умений можно использовать другой путь, строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры. Сначала дети как бы «открывают» новый способ в «чистом» виде в совместной игре с взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием. Так, ребенку раннего возраста может «открыться» условное игровое действие с предметом - заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие.
С трех лет можно втягивать дошкольников в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов; с пяти лет — в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям «открыть» новый способ — творческое комбинирование разнообразных событий.
Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.
Из этого следует: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Однако чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.
Воспитатель в своих действиях при формировании игровых умений у детей может опираться на сюжет. На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно однотемный одноперсонажный сюжет как смысловую цепочку действий. На этапе формирования ролевого поведения опорой для педагога становится многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, через введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий.
Для того чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет в процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета — событиями, персонажами (ролями), действиями, уметь развертывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений. Следовательно, чтобы учить детей играть, воспитатель должен владеть игровой грамотой, культурой игры.
Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение это имеет на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно - игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры. Старшие дошкольники руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а также разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации: 1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнером; 2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Неправильно было бы считать, что в младшем дошкольном возрасте детей надо учить играть, а в старшем они должны играть только самостоятельно. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры (так же как и других видов детской деятельности) должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников. Другое дело, что с возрастом детей должна изменяться форма совместной игры с взрослым и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведенного режимом времени.
Наблюдая за детской игрой можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.