Алгоритм работы педагога над темой самообразования
Педагог, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» А.Дистервег
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является повышение профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей с новейшими достижениями педагогики. В связи с этим, неотъемлемой частью педагогической деятельности является самообразование.
Работу по самообразованию можно представить в виде следующего алгоритма:
1. Подбор темы.
2. Определение целей и задач.
3. Подбор источников самообразования.
4. Создание условий для реализации поставленных задач.
5. Педагогическая деятельность с детьми, внедрение в работу подготовленного материала.
6. Оформление результатов самообразования, их трансляция на уровне учреждения, городском, краевом и федеральном уровнях.
В первую очередь, это конечно же выбор темы. Она должна быть актуальной, доступной, может соответствовать годовым задачам ДОО.
Часто педагоги не могут определиться с темой. В связи с этим, коллеги, предлагаю вашему вниманию памятку, где прописаны рекомендации по выбору темы, согласно опыту и педагогическому стажу работы.
Выбирая тему, необходимо выделить из многообразия проблем, ту которая вытекает из наблюдений за детьми, из результатов диагностики, из анализа работ, ту проблему, которую вы видите главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что мне определиться с темой помогло мое увлечение информационно-коммуникативными технологиями. Пробуя внедрять различные формы ИКТ в образовательную деятельность, я поняла, что это интересно детям. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Так же актуальность темы обосновывается новыми требованиями к подготовке будущего поколения и определяется противоречием между потребностью общества в экономически грамотном подрастающем поколении и недостаточной разработанностью методического сопровождения, его системного применения в образовательной деятельности. Отсюда тема моего самообразования «Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно коммуникативных технологий».
Сформулировать тему мне помогли вот такие схемы:
- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- развитие (или формирование, воспитание, становление) ЧЕГО-ЛИБО средствами ЧЕГО-ТО (или через ЧТО-ТО).
Как вы видите, тема моего самообразования соответствует третьей схеме «Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно коммуникативных технологий».
Подобрав тему, необходимо определить цели и задачи работы.
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. Задачи – пути достижения поставленной цели.
Далее – подбор источников самообразования. Начните с изучения традиционных методик по выбранной проблеме. Изучите современные взгляды на проблему, используйте опыт других педагогов и других ДОУ.
Источниками знаний могут выступать:
• Телевидение
• Газеты, журналы
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Курсы
• Семинары и конференции и т.д.
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
Изучив теоретические основы проблемы, необходимо создать условия для реализации поставленных задач. Что это может быть?
- создание предметно-пространственной среды;
- подбор различных форм организации образовательного процесса и видов деятельности в рамках темы;
- создание картотек, подборка игр по теме, самостоятельная разработка учебного материала;
- построение системы работы: первичное и итоговое диагностирование, разработка комплекса занятий, методических рекомендаций и т.д.
Далее непосредственно педагогическая деятельность с детьми, внедрение в
работу подготовленного материала.
Последним пунктом алгоритма является оформление результатов самообразования, их трансляция на уровне учреждения, городском, краевом и федеральном уровнях.
Представить результаты самообразования можно в различных формах:
• Доклад, лекция.
• Защита исследовательской работы
• Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
• Брошюра,
• Листовка,
• Буклет
• Открытое занятие
• Проведение семинара, консультации, мастер-класса
• Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
• Практикум (тренинг) и т.д.
• Тематические родительские собрания
Таким образом, уважаемы коллеги, как вы видите, самообразование не должно сводиться только к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Алгоритм работы над темой самообразования
- Подбор темы.
- Определение целей и задач.
- Подбор источников самообразования.
- Создание условий для реализации поставленных задач.
- Педагогическая деятельность с детьми, внедрение в работу подготовленного материала.
- Оформление результатов самообразования, их трансляция на уровне учреждения, городском, краевом и федеральном уровнях.
Формы представления результатов самообразования
- Доклад лекция.
- Защита исследовательской работы
- Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
- Брошюра,
- Листовка,
- Буклет
- Открытое занятие
- Проведение семинара, консультации, мастер-класса
- Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
- Практикум (тренинг) и т.д.
- Тематические родительские собрания
Предварительный просмотр:
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
• Овладение методикой работы с детьми;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
• одна из годовых задач ДОУ;
• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Предварительный просмотр:
- Мне нравится (6)