"Изучение заповедников России"

Татьяна Владимировна Макеева

Данный конспект будет полезен воспитателям для познавательной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_zapovednikov_rossii.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изучение заповедников России»

Цель: Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом.

Задачи:

Обучающие:

-  Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы;

- Познакомить детей с некоторыми заповедниками нашей страны; дать понятие – что такое заповедник; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;

Развивающие:

- Активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия;

- Развивать память, внимание и речь детей.

Воспитательные: 

- Прививать детям социальные навыки поведения в природе, воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, презентация «Заповедники России», аудиозапись песни «Беловежская пуща», магнитная доска, картинки с изображением солнца, воды, воздуха, ягод, грибов, пчелы, рыбы; мяч; демонстрационные картинки деревьев (дуб, береза, клен, ясень, рябина, осина) и листики от них; знаки охраны природы.

Ход мероприятия.

(Дети сидят на ковре на маленьких подушечках).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое ПРИРОДА( дети отвечают, что это растения, деревья, животные, насекомые, вода и пр.)

Воспитатель: Замечательно, вы правильно думаете. А вы знаете, что природа бывает живая и неживая? Кто мне скажет, что относится к живой природе? ( ответы детей) Хорошо! А к неживой природе что относится? (дети отвечают, что к неживой природе относится все то, что не растет, не дышит, не питается)

Воспитатель: Вы абсолютно правы. Природа живая и неживая имеет, важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения она дает человеку то, без чего жить невозможно. А вот что именно, попробуйте отгадать! (на каждый правильный ответ, на магнитную доску выставляется картинка)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (солнце)

Воспитатель: Ребята, может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (ответы детей - нет, без солнца не будут расти растения, будет холодно, человек не сможет вырастить урожай, нечем будет питаться )

Воспитатель: Хорошо, слушайте вторую загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (воздух)

Воспитатель: А без воздуха мы сможем прожить? Почему нет? (ответы детей)

Воспитатель: Слушаем и отгадываем дальше:

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я. Кто я такая? (вода)

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (ягода)

Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке. (гриб)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком и поделится медком. (пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

Воспитатель: Молодцы, ребятки! Солнце, воздух, вода, ягоды, пчела, грибы, рыба – все это природа. Человек живет в природе и от природы зависит жизнь человека.

Хотите поиграть в игру «Живое - неживое»? Становитесь в круг! (игра с мячом)

(после игры дети рассаживаются на свои места).

- А как вы думаете, от человека зависит красота природы? (ответы детей)

- А всегда ли человек хорошо относится к природе? Может ли он нанести вред природе( Да, он загрязняет реки, вырубает леса, истребляет животных)

- Да, ребята, человек может беречь природу, а может и погубить. В далекие времена, когда человек не заботился о природе, с лица природы стали исчезать многие виды живых существ. Но, люди быстро опомнились, и начали исправлять свои ошибки.

Так, был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

Что же такое заповедник? Хотите узнать? Тогда проходите и садитесь на стульчики. (Дети садятся на стулья, расставленные перед экраном).

( показ презентации)

Воспитатель: Заповедник - это такое место, где природа живет по своим законам. Это место, где нашим государством охраняются травы, цветы, насекомые, животные, птицы, рыбы и  деревья. В заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу, рвать цветы, собирать ягоды и грибы. В заповедник люди ходят на экскурсии, любуются красотой природы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что и в нашем Краснодарском  крае тоже есть заповедник. И даже в нашем Калининском районе есть заповедник, который находиться в х. Пригибском

Воспитатель: А вот еще один заповедник «Беловежская пуща». Находится он в Белоруссии. Про него даже песню написали. (дети слушают куплет из песни «Беловежская пуща»)

Воспитатель: В этом заповеднике проживают очень крупные животные – зубры. Зубр - это дикий бык, он очень большой. Когда зубр сердит, он очень страшен и опасен. Очень много здесь и других животных – горностаев, норок, лисиц, куниц, белок и зайцев. Богат и растительный мир этого уголка природы. В лесу растут дубы, сосны, березы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер из разных трав и цветов.

Воспитатель: А давайте поиграем с вами игру «С какого дерева листок». У меня есть иллюстрации деревьев( спросить, что это за деревья?) и листики от этих деревьев ( показываю, но листики все перепутались, и я никак не могу из разобрать. Вы же мне поможете? Вам нужно будет собрать листики и разложить эти листики возле определенного дерева. Делимся на 2 команды и пока играет музыка, собираем листочки и раскладываем. (после игры воспитатель озвучивает результаты)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте  дальше смотреть? ( показ презентации)

Воспитатель: На севере, в холодном Белом море, много островов. Жили на них птицы гаги. Из их пуха люди делали теплые пушистые вещи. И птиц становилось все меньше и меньше. И тогда люди решили, что надо беречь эту красивую и полезную птицу. Так, на островах был создан птичий заповедник «Семь островов». Здесь живут птицы гаги, их теперь стало много. Они хорошо соседствуют с очень красивыми северными оленями.

Воспитатель: Вот такие заповедники есть в нашей стране. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться. (конец показа слайдов)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, охранять природу надо везде в любом месте, а для этого чтобы мы с вами вспомнили правила охраны природы ваши родители сделали знаки по которым мы с вами будем повторять эти правила. (Родители выставляют знаки и дети вместе сними повторяют правила охраны природы)

1. Ходить по тропинкам.

2. Не ломать ветки деревьев и кустарников.

3. Не топтать цветы и траву.

4. Не кричать, не включать громко музыку.

5. Не ловить насекомых.

6. Не разорять птичьих гнезд.

7. Не разорять муравейники.

8. Не разжигать костров.

9. Не мусорить.

Воспитатель: А напоследок, ребятки,  Димина мама прочитает вам стихотворение:

«Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев, а ловкости и силе – у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать,

Поэтому обязан я природу,

От всех врагов достойно защищать».