Моя педагогическая концепция
Предварительный просмотр:
Человек не только познаёт окружающий мир, но имеет своё собственное отношение к предметам и явлениям этого мира. Он не бесстрастно воспринимает окружающее, а переживает при этом определённые чувства: что – то его радует, доставляет удовольствие, а другое вызывает огорчение. То есть жизнь человека состоит из противоречий, а от противоречий нельзя уйти, их надо разрешать. В свою очередь я столкнулась с таким противоречием: с одной стороны – современный мир характеризуется огромным потоком необходимой информации, с другой стороны – информации настолько много, что её усвоить и воспринять очень трудно. Но в век информатизации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум, хорошо устроенный стоит намного больше, нежели ум, хорошо наполненный». И поэтому передо мной возникла проблема: как развить основы интеллектуальных способностей детей, а именно память, мышление, внимание, связную речь, не нанеся вреда психическому и физическому здоровью ребёнка. Применяя знаковую символику, дети учатся видеть самое главное. Можно начинать с игры «Что в круге?». В этой игре дети учатся условному изображению любых предметов. Играя в неё, дети обозначают предметы формой, которая по виду напоминает их. Овощи, фрукты – кружком; мебель, книги дома – прямоугольником; человека – треугольником. В младшем возрасте предлагаю карточки на выбор. Обыгрываем, обговариваем эти изображения, какая карточка что означает. В старшем возрасте я привлекаю детей самих к составлению карточек символов. Когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений, можно им предложить самостоятельно составить модель сказки. Знаковая символика – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Использование знаковой символики развивает творческое мышление, восприятие, связную речь. При пересказе, составлении рассказа, при заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Свою педагогическую деятельность по внедрению знаковой символики в образовательный процесс я начала с младшего возраста в игровой форме: на занятиях, в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе. При этом я придерживаюсь основных принципов дидактики:
- принцип от простого к сложному;
- принцип систематичности;
- принцип повторности;
- принцип наглядности.
ЛЕПЕТАЛОЧКА
Ежик топал по дорожке,
И грибочки нес в лукошке,
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
«Что похоже на геометрические фигуры?»
Рассказ сказки «Репка» с использованием карточек-символов.
Посадил дед репку.
Выросла репка большая, пребольшая.
Позвал дед бабку на помощь, тянут – потянут, а вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку, тянут – потянут, и вытянули репку.
При ознакомлении с природой, на прогулке мы рассматривали и изучали части тела животных и части растений. Совместно с детьми мы зарисовывали части тела животных и из каких частей состоят растения.
Собака Кошка Фиалка
В дальнейшем эти карточки-схемы послужили зрительными опорами для составления описательных рассказов о внешнем виде животных, растений.
Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игры с соломинкой.
Цель: Познакомить с тем, что в нутрии человека есть воздух, и обнаружить его.
«Узнаем, какая вода»
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, окрашивается, имеет вес.
В индивидуальной работе по изодеятельности я учила детей использовать символы в рисовании.
Клубок Коврик
При подготовке, к осеннему балу, при заучивании стихотворений, мы также использовали знаковую символику, с помощью которой дети легко запоминали текст.
Данную работу по ознакомлению со знаковой символикой я провожу в тесном сотрудничестве с родителями, давая рекомендации, как быстро заучить стихотворение, потешку с использованием языка символов.
Потешка «Солнышко».
Солнышко, солнышко,
Взойди поскорей!
Освети, обогрей,
Телят, да ягнят,
Еще маленьких ребят!
При ознакомлении с признаками осени, дети подсказывали мне, как изобразить тот или иной признак: листопад, дождь, хмурое небо.
.
Листопад, листопад!
Пенится тропинка.
И шумит как водопад
Каждая осинка!
Глянь в окошко! Опять. - Дождик вышел погулять. Дождик вышел! Ой - ой - ой, - Все домой, домой, домой!
Итак, применяя на практике знаковую символику, я убедилась, что замена текстов символами является эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей и умения обобщать полученную информацию. Свою педагогическую деятельность буду продолжать до выпуска детей в школу.