Мастер-класс
МАСТЕР – КЛАСС
по теме: «В стране кругов и обручей»
Подготовила
Асанова Наталья Анатольевна
воспитатель
МАДОУ детский сад №67
г. Балаково Саратовской области
2017г
Тема: «В стране блоков и обручей»
Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Задачи:
- Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению.
- Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
- Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
- Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
- Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
- Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация, блоки Дьенеша, 3 обруча, медальки, звездочки, проектор, ноутбук.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс (слайд 3)
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов и наиболее эффективным пособием, на мой взгляд, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтан Пал Дьенешем (слайд 4)
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур. Все они отличаются по форме, цвету, размеру и толщине. Для каждого возраста ребёнка можно подобрать различные игры с блоками, учитывая уровень развития детей, поэтому их легко можно использовать уже с 2 лет и до самой школы (слайд 5)
Поэтапное обучение и правильно подобранные задания, поиск оригинальных и эффективных способов их решений, осмысление полученного материала - это и есть условия для реализации полученных знаний, способствующие тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.
Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления (слайд 6)
Формы организации работы с логическими блоками:
1. Игры – занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность, доступность и смену деятельности)
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность:
- дидактические, настольно – печатные игры («Какой фигуры не хватает», «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»)
- подвижные игры (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек)
- Сюжетно – ролевые игры («Магазин» – деньги обозначаются блоками. «Почта» – адрес на посылке. Аналогично «Поезд», «Театр» билеты – блоками, места – кодовыми карточками).
3. Вне занятий, в развивающей среде группы.
Моделирование из геометрических фигур разнообразит занятия детей, поможет ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка» и т.д.) (слайд 7).
Игра с одним обручем
На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы:
Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.
При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.
Игра с двумя обручами
На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча; внутри красного обруча; внутри обоих обручей; вне красного обруча; внутри синего, но вне красного; внутри красного, но вне синего; вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.
После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: Какие блоки лежат внутри обоих обручей? Внутри синего, но вне красного обруча? Внутри красного, но вне синего? Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.
Игра с тремя обручами
В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.
Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.
После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все квадратные, а внутри желтого - все большие.
После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:
1. внутри всех трех обручей;
2. внутри красного и синего, но вне желтого обруча
3. внутри синего и желтого, но вне красного обруча
4. внутри красного и желтого, но вне синего обруча
5. внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча
6. внутри синего, но вне желтого и красного обруча
7. внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча
8. вне всех трех обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).