Ситуации социально-коммуникативного характера в развитии детей дошкольного возраста

Кузьмина Евгения Николаевна

Ситуации социально-коммуникативного характера в развитии детей старшего дошкольного возраста

       Под социально-коммуникативным развитием принято понимать процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом, в нашем случае ребенком, социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

      Основными стимулами социально-коммуникативного развития, основывающегося на личном опыте, являются взаимодействие ребенка с достаточно широким кругом людей, разнообразие сред, в которых он осуществляет свою деятельность, и процессов, в которых участвует. Но, при этом образовательная организация, в условиях которой в основном происходит социально-коммуникативное развитие современного ребенка, - это замкнутая среда, в которой круг его общения и сфера активности ограничены. Открытость дошкольного образования, использование в социально-коммуникативном развитии детей разнообразных ресурсов позволит повысить эффективность решения значительной части задач, обозначенных в стандарте.

      Одним из таких ресурсов могут стать ситуации социально-коммуникативного характера. Цель создания таких ситуаций – формирование и развитие представлений о социальной коммуникации и коммуникативных навыков на основе анализа и обсуждения детьми опыта, полученного в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности. При этом воспитатель должен владеть практикой планирования и организацией таких ситуаций. В частности, это определение ресурсных возможностей ситуации (условия образовательной организации), речевая готовность детей (возможности воспитанников), примерные вопросы воспитателя, описание деятельности детей, и ожидаемые образовательные результаты. В поисках ответа на вопросы, возникающие по ходу социально-коммуникативных ситуаций, дети могут обращаться и к опыту, полученному в семье. Таким образом, ситуации могут составить основу социально-коммуникативной технологии, реализуемой в детском саду.