ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ РАННЕГО ДЕТСТВА

Исаева Анна Ивановна

Песня матери – главная песня в мире,

                                                        начало всех человеческих песен

                                                                                             Расул Гамзатов

 

         Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится ребёнку главным ориентиром в построении картины окружающего мира. Колыбельная таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

           Педагоги, психологи оценивают её роль очень высоко. Знаток фольклора В.П. Аникин писал: «Колыбельная песня – своего рода прелюдия к музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен».

           Сегодня нам приходится с сожалением говорить об утрате традиции -  пения  колыбельных песен. Мы констатируем, что колыбельная уходит из жизни детей раннего возраста. И основной причиной этого является недостаточная компетентность  молодых родителей. Выросло целое поколение детей, которым не пели колыбельных песен.

  Анализ данной проблемы позволил предположить: если в условиях образовательного учреждения разработать и внедрить педагогический проект «Колыбельная – поэзия раннего детства», то это будет способствовать информированию родителей о значимости и особенностях колыбельных песен, а также гармоничному личностному развитию детей раннего возраста,  

Целью нашей работы явилась организация  для родителей и детей в условиях ДОУ различных форм работы с целью повышения родительской компетентности по вопросам материнского фольклора.

Были определены задачи:

1.     Проанализировать историко-культурную, психолого-

педагогическую литературу по вопросам влияния колыбельной песни на развитие ребёнка.

2.     Провести анкетирование родителей с целью выявления знаний

колыбельных песен современными родителями.

3.                В рамках сетевого взаимодействия с преподавателями и учащимися школы искусств провести ряд мероприятий, как музыкальные гостиные, мастер-классы для педагогов и воспитывающих взрослых Собрать картотеку и фонотеку колыбельных песен.

4.           Привлечь внимание воспитывающих взрослых к «материнской поэзии», гуманизировать отношения ребёнка и воспитывающего взрослого.

На первом этапе был проведён анализ историко-культурных (А.С.Шишкова, И.П. Сахарова, П. Бессонова, П. Шейна, Е.А. Авдеевой) и  психолого-педагогических источников.  

История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков. В  1773 году А.С. Шишковым публикуется "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу". История изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора столетий - в 1838 году их впервые публикует И.П. Сахаров. В XIX веке выходит множество сборников, в составе которых мы встречаем колыбельные песни. Среди них прежде всего хотелось бы выделить сборники П. Бессонова (1868г.) и П. Шейна (1898г.). Также появляются первые попытки А. Ветухова исследования жанра (1892г.).[2, с.45]

В воспоминаниях Е.А. Авдеевой, опубликованных в "Отечественных записках" 1849 года: "В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы".

В XX веке публикации фольклорных колыбельных продолжаются, и с 20-х годов начинается ее активное научное изучение. Большинство исследований относится к "Казачьей колыбельной".

 Древнее происхождение колыбельных песен доказала А.Н. Мартынова. Она считает, что колыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд «первого укладывания ребенка в колыбель», которые должны были защитить ребенка от бессонницы, болезней, действий враждебных сил. А.Н. Мартынова показала, что антропоморфные образы Дремы, Сна, Покоя присутствовали в подобных заговорах и потом из них перешли в тексты колыбельных.[2, с.6]

Из современных авторов заслуживает внимания исследования Л.В. Дёминой «Колыбельная песня  Тюмени», которая показала, что именно через колыбельные идёт передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. Доктор филологических наук, профессор И.С. Карабулатова говорит о том, что музыкотерапия колыбельными песнями уникальна по своему воздействию как для ребёнка, так и для матери, так как сочетается с эмоциональной разрядкой, облегчением осознания собственных переживаний.

 

Интересен международный социальный проект Натальи Фаустовой «Колыбельные для всей семьи», где собраны воедино колыбельные песни мира.

На втором этапе нашей работы было проведено анкетирование среди родителей, которое показало, что большинство родителей не знают и не поют детям колыбельных песен.

Было установлено сотрудничество с преподавателями школы искусств, которые провели мастер-классы для педагогов и родителей.

Были организованы музыкальные гостиные в условиях детского сада, где родители в непринуждённой обстановке могли познакомиться с жанровым разнообразием колыбельных песен, узнать, что объединяет и чем отличаются литературные и народные колыбельные песни, а также как влияет колыбельная песня на состояние ребёнка.

Для родителей была оформлена выставка с книгами, создана картотека, видеотека.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.[3 c.14]

Таким образом, проведённая работа ещё раз подтвердила, что «колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет».[4, с. 21]

Поэтому  жанр «материнской поэзии» должен быть сохранён для следующих поколений

 

  Литература

1.      Ветухов А., Народные колыбельные песни, «Этнографическое обозрение», 1892, № 1--4;

2.      Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа. М., 1969 год.

3.      Мартынова А.Н.  Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова. СПб., 1997.

4.      Мартынова А.Н. Русская колыбельная и крестьянский быт, 1977

5.      Мельников М. Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.