ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

Исаева Анна Ивановна

Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблему использования в образовательном процессе дидактических игр как средства сенсорного воспитания. Автор подчёркивает, что дидактическая игра должна проводиться через игровые действия.

Ключевые слова.  Дидактические игры, сенсорное воспитание, сенсорная культура

            В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебных занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.  В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием.

Если этот принцип нарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений между взрослым и ребёнком и  игра переходит в дидактическое упражнение.

Проблема  также заключается в том, что недостаточно используется потенциал дидактической игры, как одного из средств    формирования сенсорных эталонов  у детей раннего возраста и родители  недостаточно владеют методикой проведения данных игр.

В связи с этим у нас возникла потребность разработки комплекса дидактических игр и оборудования по сенсорному воспитанию, которые будут использоваться в детском саду и дома.

Были определены задачи:

1. Провести теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме использования дидактических игр в сенсорном воспитании  детей раннего возраста

2. Разработать и апробировать дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста

3. Содействовать овладению родителями умениями оказывать малышу педагогически целесообразную и развивающую помощь.

В ходе 1 этапа (теоретического) нами был изучен отечественный и зарубежный опыт.           Выдающиеся  ученые  Ф. Фребель, М. Монтессори  справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. М. Монтессори подробно описала методику развития тактильного чувства, чувства зрения, звука. Она утверждала, что развивать у детей чувство осязания – значит учить их «видеть руками»

Факт развития сенсорики не только в процессе пассивного созерцания  окружающей действительности, но и в процессе активной практической деятельности субъекта доказан в исследованиях Л.А. Венгера.

 Л.С. Выготский доказал, что «все психические функции в раннем возрасте развиваются вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия».

Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина,  В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина  и многие другие.

Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. На втором-третьем году жизни ребёнок находится на  1 этапе (предэталонном) сенсорного развития, у него только начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения сенсорных эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли, в дальнейшем, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств. [3, с.9]

На 2 этапе были разработаны и апробированы дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями детей, составлен перспективный план.

Для развития сенсорной культуры детей раннего возраста,   нами была проведена систематическая работа с помощью следующих дидактических игр:  для различения цвета «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку», для определения геометрических форм и развития мелкой моторики «Чудо-паровоз». Для умения составлять целый предмет из его частей с опорой на цвет «Сложи картинку», выбор  цвета по образцу «Найди друга» дидактические игры «Молоток и колышки», «Распусти носочек, смотай клубочек», «Заплети косичку», «Шнуровки».и др.

           Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьёй. Совместно с родителями оборудовали  дидактические игры на развитие сенсорики и моторики. Нами были оформлены стенды для родителей по данной тематике, проведены консультации для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста», мастер-классы, беседы.

Таким образом, были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. В результате проведённой работы, важно отметить, что  как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие. Поэтому организовывать и направлять сенсорную активность ребёнка должен педагог и родитель. Без специальных воспитательных и игровых приёмов сенсорное развитие не будет успешным. И дидактическая игра является самой эффективной формой работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорной культуры.

Список использованной литературы

1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. /Аксарина Н.Н.-М., 1974. – 234 с.                                                                                                                 2. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70                                                  3. Пилюгина Э.Г. Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом. Дис. канд. пед. наук. - М., 1971. - 147 с.                4. Поддъяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания. //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду; под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 1965 - 188с.