Эссе "Культура здоровья"

Медведева Наталья Владимировна

Становление современного мира это не только развитие информационно-коммуникативных технологий, передовых производственных технологий, рост экономик, но в то же время и кризисное состояние большинства стран. Все это влечет за собой  падение, таких понятий как нравственность, духовность, сочувствие, сопереживание, но и  культуры в целом, отодвигается на задний план и здоровье, как ценность человеческой жизни.

Мне бы не хотелось начинать свое эссе со столь мрачных ноток, но это есть реальность нашей современной действительности, где жизнь и здоровье для людей не есть ценностный ориентир,  и поэтому население, в настоящее время, расплачивается за такое пренебрежительное отношение к жизни…

Наша задача, как педагогов, способствовать развитию личности человека, на данном этапе - ребёнка. Так давайте искать тот выход, или «свет в конце туннеля». Прежде всего, настроим себя на положительный и оптимистичный результат. Ведь именно от нас педагогов зависит будущее целого мира, ведь именно мы находимся у истоков, именно мы закладываем ценностные ориентиры и помогаем детям и родителям следовать этим же путем, путем здоровой культуры.

От чего же зависит культура здоровья человека, как мы выяснили от неких внешних и внутренних факторов. Порассуждаем о том, что такое «культура», «здоровье» и «культура здоровья»,  и  зачем именно сейчас необходимо прививать детям данные понятия. Об этом нам говорит  ФГОС дошкольного образования: «… становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании правильных привычек)».

Вернемся к понятию «культура», оно имеет огромное количество значений в различных областях человеческой жизни. В переводе с латыни, изначально «культура» имела значение – возделывание, позднее стали понимать под ним - воспитание, образование, развитие и почитание.

«Культура» как термин – это определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

В свою очередь «здоровье» по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Таким образом, «культура здоровья» - важнейшая составляющая обще человеческой культуры, мультидисциплинарная отрасль знания, которая разрабатывает теоритические и практические задачи гармоничного развития духовных и физических сил человека.

Культура здоровья приобретается трудом и состоит в привычке и постоянной потребности человека вообще чем-либо заниматься. Практическая культура здоровья становится результатом «дисциплины привычки к объективной деятельности и общезначимым умениям. Примером развитой культуры здоровья является Греция, где был культ здоровья. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум»- пишет Геродот. 

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Я считаю, что именно, дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.