Конспект занятия с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром «Животные Крайнего Севера»

ЦЕЛЬ:

• Обобщать знания детей о животных и птицах Севера.

• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

ЗАДАЧИ

Образовательные

: • Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнего Севера.

• Обобщать знания детей о животных и птицах севера.

• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

• Учить понимать образный смысл загадок.

• Учить детей сочетать движения и речь.

• Развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к родной природе.

• Учить видеть красоту природы Крайнего Севера.

• Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным и птицам севера

• Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающие:

• Развивать интерес к жизни животных и птиц севера

• Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

• Развивать речь детей, обогащать их словарь

•Развивать связную речь

• Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, макетов, чтение познавательной литературы.

Беседы о жителях Крайнего Севера.

Решение задач образовательных областей:

• «Физическая культура»- физкультминутка способствует снятию напряжения, смена деятельности;

• «Социализация» - формирование моральных норм.

• «Безопасность» - закреплять умение безопасно передвигаться во время подвижной игры.

• «Познание» - расширять представления о жизни животных Севера. Воспитание любви к родному краю.

• «Коммуникация» - продолжать развивать речь, активизировать словарь

• «Чтение художественной литературы» - приобщать к словесному искусству.

Материалы:

Глобус, ноутбук, картинки с изображение севера, животных севера, обручи.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года зима

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.

Воспитатель: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?

Дети: На Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое север?

Ребенок: Север – это та часть света

Воспитатель: Правильно, молодец

Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?

Дети: на оленях, на снегоходе…

Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

Физкультминутка. Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями Полгода — день. Выпрямляются, поднимают руки вверх Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой — «крыша» И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно

Воспитатель: А вы знаете, какие животные там живут?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот мы сейчас и узнаем, каких животных севера вы знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?

Дети: Да, мы готовы.

Презентация: «Животные севера».

Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка. (1 слайд) Где сугробы, стужа, лёд, Где пурга снега метёт, Там хозяин в шубе снежной. Ходит по снегам безбрежным. Весь он белый от зимы, От метельной кутерьмы. Так давно живёт он здесь, Потому и белый весь. Лишь черны глаза и нос: Пощадил их злой мороз.

Дети: Это белый медведь.

Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь. (на слайде появляется картинка с изображением белого медведя)

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

(2 слайд) Кто без компаса и карты. Мчится в тундре, тянет нарты. В ночь полярную и в день? Это?

Дети: Северный олень.

Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Воспитатель: Молодцы, это тоже правильный ответ.

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой». У оленя дом большой, Он глядит в своё окно. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит. Тук, тук дверь открой, Там в лесу охотник злой. Зайка, зайка забегай Лапу мне давай.

(3 слайд) Ловкий маленький зверек, Живет на Севере суровом. Шерсть его блестит, как шелк, Как цвет блестящего покрова.

Дети: Это песец.

Он похож на лису. Песцы бывают белые и голубые.

После каждого ответа детей на слайдах появляются картинки с изображением животных. За каждый правильный ответ хвалим детей.

(4 слайд) Серый гонится за белым, Хочет белым пообедать. Как догонит - зубом щелк: Белый - бедный, сытый?

Дети: Это полярный волк.

У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх.

(5 слайд) Растянулся среди льдин Толстокожий господин. В холодину, братцы, Лезет он купаться. Проведя в воде часы, Вылез он на льдину, Важно фыркает в усы, Чешет ластой спину. Важен, грозен, толстокож Господин усатый.

Дети: Морж

Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.

Воспитатель: Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец.

(6 слайд) Большая птица- Мороза не боится. С крыльями, а не летает- Ловко прыгает, ныряет.

Дети: Пингвин.

Пингвин — это особенная птица, которая откладывает яйца, но совсем не умеет летать.

(7слайд) Летает бесшумно. Кругом голова! Полярная, белая Птица?

Дети: Полярная сова.

Полярная сова — активный хищник.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята». Ребята, кто такая Важенка? Какая она?

Дети: Важенка – мама оленёнка. Она смелая и заботливая.

Подвижная игра «Важенка и оленята». Бродит в тундре важенка, С нею оленята. Объясняет каждому, Всё, что не понятно. Топают по снегу Оленята малые, Терпеливо слушают Наставленья мамины. Дети – оленята бегают по тундре, ищут мох, едят его. По сигналу «Волк идёт! » убегают в свои домишки – обручи. Тот, кто не успеет занять свой домик, считается пойманным. Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Важенка, у которой остались оба оленёнка, считается самой заботливой, а её дети – самыми послушными.

Воспитатель: Как вы хорошо играли.

Воспитатель: Какая загадка для вас была трудной, а какая самой легкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вспомнили хорошо. Вы меня сегодня, ребята, порадовали своими знаниями, умением общаться и образовывать новые слова.