Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением) на тему: «Ткани. Рассказы клубочка» для детей подготовительной группы

Марьенкова Лариса Алекандровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3 Г.ПУГАЧЕВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

 

 

 

 

Конспект  

организованной  образовательной деятельности

по познавательному  развитию

(ознакомление с предметным окружением)

на тему:

«Ткани. Рассказы клубочка»

для детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

Воспитатель:

                                          Марьенкова Лариса Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Пугачев 2017г

 

 

 

 

Цель:  Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, материале, причинах и следствиях)

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной  отзывчивости. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться со сверстниками. Воспитывать культурно- гигиенических навыков. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Познавательное развитие:

Познакомить воспитанников со способом производства тканей из хлопка. Дать представление о свойствах ткани к окрашиванию при помощи природных красителей (овощей)

Речевое развитие:

Развивать связанную речь, логическое мышление, память, познавательный интерес. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Художественно- эстетическое развитие:

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Познакомить с новым приёмом окрашивания ткани. Воспитывать аккуратность в работе.

Физическое развитие:

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, поощрение.

Оборудование:  клубок, иллюстрации – одежда, карточки   (зимняя и летняя одежда), мультимедиа  (хлопок), морковь, свёкла, терка, марля, емкость для сока, емкости с морковным и свекольным соком, поднос, аудио запись, мольберт 3 шт, фланелеграф.

Раздаточный материал:  белые салфетки из хлопчатобумажной ткани, емкости для каждого ребенка под сок, влажные салфетки, фартуки, перчатки, тарелочки – всё по количеству детей

Ход НОД

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Александровна.  Вот настал новый день. У вас хорошее настроение? У меня тоже хорошее настроение.

-Ребята, а вы знаете, где растут брюки?

-А вы знаете, кто рисует узоры на платьях?

-Хотите узнать?

- Я вам предлагаю сегодня отправится в путешествие в волшебный мир тканей и найти ответы на ваши вопросы.

-А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Этот клубочек знает много интересного о мире ткани. Как вы думаете, почему?  (потому что ткань изготавливают из нитей) Чтобы настроится нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки и дарить друг другу свое тепло и улыбку.  Подарим улыбку и нашим гостям. Итак, дружной компанией и с хорошим настроением отправляемся в путь. (передаём клубочек)

     II.  Основная часть

- Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь какие- то картинки. Давайте их рассмотрим.

-Ребята, скажите пожалуйста, что изображено на картинках (Рубашка, юбка и т.д.) А как эти предметы можно назвать одним словом? (одежда) (Если ответят «вещи» направить на ответ. Что делают с этими вещими? (надевают) Раз это на себя надевают. Значит это…(одежда).

- Ребята,  а  сейчас мы с вами поиграем.  

Игра  "Распредели одежду".

Дети делятся на 2команды:  Дети у которых бейджик  голубого цвета подходят вот к этому мольберту (где снежинка), а дети у которых   бейджик  желтого цвета- вот к этому (где солнышко)

1 команда

- Ребята, что изображено на рисунке? (Снежинка)

- В какое время года идет снег? ( зимой)

- Какую одежду мы носим зимой? (теплую) Почему? (потому что холодно)

Найдите карточки с зимней одеждой
 2 – команда

- А что изображено на этом рисунке? ( Солнце).

- В какое время года солнце светит ярко и даёт много тепла? ( летом).

- Какую одежду мы носим летом? (Лёгкую). Почему? (потому что жарко)

- Найдите  картинки с летней одеждой.

Посмотрите на карточки. Все правильно выбрали карточки?

- Как называется ваша одежда? Какая она? (задается вопрос каждой команде) (Зимняя, летняя)

-Ребята,  а  знаете ли вы из чего изготавливается одежда? (ткань)
- Какие растения дают нам ткани? (лён, хлопок) (Если дети затрудняются ответить, показываю картинки и говорю где лён, а где хлопок) Из льна изготавливается льняная  ткань, а из хлопка- хлопчатобумажная.

- Ребята, посмотрите мы с вами оказались в городе  хлопчатобумажных тканей. В нашем городе   все дома сделаны из хлопчатобумажной ткани, которые   можно не только посмотреть, но и потрогать руками. Давайте потрогаем и  определите на ощупь какая ткань? (мягкая, приятная на ощупь)

-Из чего состоит это ткань? (из нитей) Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин (показ образца, даётся в руки)

-А сейчас мы присядем на стульчики и узнаем как производят хлопчатобумажную ткань

Показ презентации

- На полях выращивают удивительное растение – хлопок. Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла. (слайд 1)

Хлопок похож на коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них – будто кусочек ваты. (слайд 2)

- Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа.

- Теперь это делает хлопко - уборочный комбайн. (Слайд 3,4)

- Собранный хлопок раскладывают на солнце сушить. (слайд 5)

- Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. (слайд 6)

- Там его разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают.

- Получается вот такая вата. Из такой ваты делают нити.(слайд 7,8)

- А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин. Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета. (слайд 9, 10)

- Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.

- Вот так и производят хлопчатобумажную ткань из хлопка.

- Уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей. Из хлопчатобумажной ткани можно сшить постельное бельё, футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду. (слайд11)

- Давайте вспомним, из чего и как производят хлопчатобумажную ткань. (слайд 12)

-Ребята, отгадайте загадку, почему так говорят

На стеблях белеют чашки,

В них и нитки, и рубашки.  (потому что из ваты получается нитки, а из ниток шьют рубашки)

 Физминутка

Выйдем с вами в хлопковое поле

Ветер веет над полями,

И качается трава (Дети плавно качают  руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора (потягивания- руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняет хлопок так-

Вправо- влево, взад- вперёд,

А потом наоборот (наклоны вправо-влево, вперед- назад)

Через поле мы прошли и в лабораторию пришли.

Покатился клубочек. Он нас привел в лабораторию

Опытно-исследовательская  деятельность

-Ребята, скажите, пожалуйста, кто придумывает и создаёт одежду?

- Одежду придумывают художники- модельеры, дизайнеры, художники по росписи тканей, закройщик, швея, вышивальщица.

- Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников по росписи тканей.

В старину люди носили белую одежду. Когда наступали праздники, людям хотелось выглядеть красивыми, нарядными. Они стали придумывать, как украсить ткань. Раньше красок не было. Как вы думаете, чем окрашивали ткань. (овощами, фруктами и т.д)

- Верно, люди использовали для окрашивания ткани растения, овощи, фрукты, ягоды. Профессию людей, занимающихся окрашиванием ткани в старину, называли крашенник. (повтор. индив.)

- Ребята, давайте и мы окрасим ткань натуральными красками

- Но как это сделать? Дети, перед тем как приступить к работе надеваем фартуки и перчатки.

- Но что же нам надо сделать сначала? (натереть овощи на терке) (демонстрирую как это делается)

-Затем отжать, чтобы получился сок. Но чтобы мы на это не тратили время, я уже приготовила наши соки.

-Так как сок готов мы нашу ткань погружаем в сок для окраски.

- Чтобы ткань окрасилась лучше нам нужно немного подождать. Вытрите перчатки влажными  салфетками. Пока ждем, я предлагаю вам поиграть.

Пальчиковая гимнастика: «Катюшки»

В деревушке три Катюшки – хлопки в ладоши,

Взяли в руки три катушки – удары кулачками (попеременно)

Шуре сшили сарафан – делаем «колечки»

Сшили дедушке кафтан, на обеих руках одновременно

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет,

А девчонкам и мальчишкам- сжимаем и разжимаем пальцы

Сшили яркие штанишки.

А теперь вернемся к нашей работе. Дети достают образцы на тарелочки. Обсуждение результатов эксперимента:

-Внимательно рассмотрите свои образцы. Окрасилась ткань? У всех получился одинаковый цвет? Оттенок? Почему?

Вывод: Цвет зависит от того чем окрашивались, а оттенок от концентрации краски и длительности окраски.

 Молодцы, вы хорошо потрудились. Вот так при помощи природных красителей мастера окрашивали ткань и нитки. Я предлагаю высушить наши образцы.

Итог НОД

(Дети встают в круг)

-А сейчас мы наш клубочек  будем передавать из рук в руки  и каждый из вас нам скажет что нового он узнал в ходе нашего путешествия? ( на каком поле выращивают хлопок, на что похож хлопок, как собирают хлопок, и т.д)

- Благодаря дружной работе, полным ответам наше путешествие было веселым, увлекательным и познавательным.

Спасибо за внимание