Статья из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"

Ловыгина Оксана Юрьевна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_lovygina_oyu.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Шатурского муниципального района Московской области

Из опыта работы на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-логопеда ДОУ»

Подготовила:

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №14»

Ловыгина Оксана Юрьевна

г. Шатура, м/р Керва

Январь, 2017г

Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-логопеда ДОУ

Устойчивое снижение показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного   возраста   (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В. Филлипова, Л.М.Шипицына) делает более востребованными педагогические технологии, имеющие не только педагогический, но и эффект здоровьесбережения. Такие технологии предполагают изучение индивидуальных возможностей организма и обучение дошкольников психофизической саморегуляции.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

- нарушение артикуляционных укладов, либо органов

артикуляционного аппарата;

- нарушение дыхания и голосообразования;

- нарушение общей и мелкой моторики;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- повышенная утомляемость;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств

(силы, скорости, ловкости);

- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:

- нарушение оптико–пространственного праксиса;

- неустойчивость внимания;

- расстройство памяти (особенно слуховой);

- несформированность мышления;

- задержка развития воображения.

Что делает необходимым включение в логопедическую работу комплекса оздоровительно-коррекционных упражнений, включающих в себя:

  • рациональную организацию учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (смена динамичных поз, соблюдение объема двигательной активности, упражнения психологической саморегуляции, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа);
  • систематические    упражнения    по   развитию   речевого   дыхания   (Л. С. Волкова,    К.П. Бутейко,    В.И. Селиверстов,    М. Е. Хватцев,   А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина и другие);
  • систематические упражнения по развитию артикуляционной моторики;
  • систематические упражнения по развитию мелкой моторики (пальчиковые упражнения);
  • систематические упражнения по профилактике физического переутомления – динамические паузы;
  • систематические упражнения по профилактике зрительного переутомления – гимнастика для глаз;
  • избежание стрессовых ситуаций в обучении с помощью игровых приемов и игровых проблемных ситуаций, подвигающих дошкольников на самостоятельное нахождение решений и позволяющих сделать процесс обучения незаметным, интересным, более эффективным.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и для профилактики (пропаганды) здорового образа жизни я разрабатываю и использую:

  • оформление зон в логопедической группе и логопедическом кабинете для проведения гимнастики для глаз;
  • пособия для развития артикуляционной и мелкой моторики на фронтальных и индивидуальных занятиях;
  • комплекс динамических пауз и пальчиковых упражнений для профилактики физического переутомления и снятия напряжения;
  • пособия и дидактические игры для развития психических функций (памяти, внимания и мышления);
  • пособия и дидактические игры для развития воображения, мыслительных процессов, умственных действий;
  • пособия и дидактические игры для развития фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка и связной речи.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.: Сфера, 2003.
  5. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова. - М: 2009.(библиотека журнала «Логопед», вып.6) 13 с.
  6. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  7. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  8. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М., 2002.
  9. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  10. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
  11. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
  12. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
  13. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».