Статья из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_lovygina_oyu.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Шатурского муниципального района Московской области
Из опыта работы на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий
в работе учителя-логопеда ДОУ»
Подготовила:
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №14»
Ловыгина Оксана Юрьевна
г. Шатура, м/р Керва
Январь, 2017г
Использование здоровьесберегающих технологий
в работе учителя-логопеда ДОУ
Устойчивое снижение показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В. Филлипова, Л.М.Шипицына) делает более востребованными педагогические технологии, имеющие не только педагогический, но и эффект здоровьесбережения. Такие технологии предполагают изучение индивидуальных возможностей организма и обучение дошкольников психофизической саморегуляции.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов
артикуляционного аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств
(силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико–пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Что делает необходимым включение в логопедическую работу комплекса оздоровительно-коррекционных упражнений, включающих в себя:
- рациональную организацию учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (смена динамичных поз, соблюдение объема двигательной активности, упражнения психологической саморегуляции, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа);
- систематические упражнения по развитию речевого дыхания (Л. С. Волкова, К.П. Бутейко, В.И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина и другие);
- систематические упражнения по развитию артикуляционной моторики;
- систематические упражнения по развитию мелкой моторики (пальчиковые упражнения);
- систематические упражнения по профилактике физического переутомления – динамические паузы;
- систематические упражнения по профилактике зрительного переутомления – гимнастика для глаз;
- избежание стрессовых ситуаций в обучении с помощью игровых приемов и игровых проблемных ситуаций, подвигающих дошкольников на самостоятельное нахождение решений и позволяющих сделать процесс обучения незаметным, интересным, более эффективным.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и для профилактики (пропаганды) здорового образа жизни я разрабатываю и использую:
- оформление зон в логопедической группе и логопедическом кабинете для проведения гимнастики для глаз;
- пособия для развития артикуляционной и мелкой моторики на фронтальных и индивидуальных занятиях;
- комплекс динамических пауз и пальчиковых упражнений для профилактики физического переутомления и снятия напряжения;
- пособия и дидактические игры для развития психических функций (памяти, внимания и мышления);
- пособия и дидактические игры для развития воображения, мыслительных процессов, умственных действий;
- пособия и дидактические игры для развития фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка и связной речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
- Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
- М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.: Сфера, 2003.
- Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова. - М: 2009.(библиотека журнала «Логопед», вып.6) 13 с.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
- Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М., 2002.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
- Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
- Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».