Агрессия: освобождение.

Гимельберг Анна Валерьевна

Когда я смотрю на воих воспитанников, начинающих громко спорить по какому-либо поводу, со мной происходит следующее: сначала я напрягаюсь (разрешение любого конфликта сопряжено с напряжением), а потом расслабдяюсь, зная, что до кулаков дело, вероятнее всего, не дойдет. Они уже кое-что умеют. Они умеют - пусть не очень хорошо и свободно - выражать мысли словами. 

Не стану лукавить, в группе, вверенной мне, случаются и драки, и громкие ссоры - разве этого можно избежать? Но вот еще пару лет назад здесь, в этом пространстве, были дети кусающиеся, бросающие мебель, бьющие наверняка кулаком... В связи с этим - проблемы с родителями ("не досмотрели", "не одернули", "а что это за синяк - дайте мне сюда этого ребенка"), с детьми, с самооценкой педагогической деятельности. Проблема требовала немедленного разрешения, выявление факторов, способных изменить ситуацию. Начинать всегда удобнее и конструктивнее с себя. Что я чувствую, когда Федя несется с воплями и кулаками на Ваню? Страх: 1)  два ребенка могут покалечить друг друга; 2) вполне предсказуемая реакция родителей; 3)  я действительно не профессионал, и мне никогда не удастся исправить ситуацию.

За отправную точку я взяла тот факт, что, не смотря ни на что, я профессионал, это моя группа и мои дети, и никто с ними не справится лучше, чем я. Эта мысль придала мне уверенности, а, значит, я была готова идти дальше.

Психологическая наука весьма конкретно описывает термин агрессии, а также  причину возникновения этого состояния: кто-то вторгается в ваше пространство, нарушает Ваши границы. В детском коллективе это обычное дело. отобрали игрушку, сели на чужой стул, даже просто посмотрели в его сторону, а ему этого не хочется. Крики, драка, слезы - способ защитить свои границы. Это же нормально - защищать свой дом, свое право, самого себя. Кулаками - в первобытном обществе, конечно, но не здесь и сейчас. Здесь и сейчас - гуманизм и диалог, уважение и эмпатия. Что делать? Корректировать и развивать компетенции в этих направлениях - социально-коммуникативном и речевом. 

Если с речью ребенка все более или менее понятно (обогащение словаря, интонационного рисунка речи), то с социально-коммуникативным компонентом все обстоит сложнее и интереснее. Во-первых, ребенок может жить в семье, где понятия "делать комплимент" или "выслушать" забыты, там все объясняют на руках. В прямом смысле. И доказать, что эта модель неправильна, бывает довольно трудно. Во-вторых, семья может культивировать агрессивное начало чрезмерной опекой или, наоброт, отстраненностью от ребенка. Все чрезмерное, как известно, враг нормы. А мы стремимся именно к достижению индивидуальной нормы ребенка. Наконец, агрессивные дети, как правило, стремятся к поведению демонстративному, интенциональным подтекстом может быть требование принятия ребенка, признание его существования или даже главенства. Эта его демонстративность мешает педагогическому процессу, детям, иногда даже опасна.

Как же понять, какие коррекционные методы выбрать с данным конкретным ребенком? Какие терапевтические мероприятия проводить с группой?

Наблюдать, анализировать, рефлексировать. И изменять.

 Ответом на агрессию, как правило, бывает агрессия: насупленные брови, громкий требовательный голос... А мы поиграем в "Обзывалки". Тема "Обзывалок" может быть любая: овощи, фрукты, транспорт, одежда... Смысл игры в том, чтобы обозвать оппонента, а тому правильно отреагировать. Не криками, проклятиями и обзывалками, а словами "Как же я тебя люблю!"  Детям смешно и на подсознании записывается информация о том, как реагировать на агрессию и снизить ее.

Агрессия - это всегда напряжение. Для того, чтобы отладить механизм саморегуляции ребенка, я предлагаю в группе упражнения на расслабление/напряжение. Начать можно с описания своих ощущений в момент напряжения мышц рук, например. Упоминуть о том, что в таком состоянии не то, что говорить, думать сложно. И, наконец, когда руки расслаблены. Как легко и приятно, свободно дышится, думается и говорится. Потом в беседе связать эти состояния с гневом, "заякорить" эти ощущения у детей, перевести их в измерение  осознанности. Это сложный процесс, поскольку требует определенной концентрации от ребенка и большого терпения от педагога. И тем не менее, такое упражнение будет работать как на психологическое благополучие ребенка, так и на его физическое злоровье, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.

Терапевтические сказки помогают ребенку понять себя. Поэтому работу с ними нельзя недооценивать. Их можно читать, пересказывать, инсценировать, иллюстрировать, даже проводить НОД. Можно их придумывать самим и делать видео-аудиозаписи, книги. Мне и моим детям нравится сказка "Праздник дружбы", найденная на просторах интернета (см. вкладку). В ней описаны ситуация и способ выхода из нее. Вот он, ориентир для ребенка.

Работа с семьей. На собрании тоже не мешает почитать сказки, попросить родителей поделиться своим опытом. Для таких собраний подходит нетрадиционная форма: семинар, посиделки, игры-викторины. Информирование родителей с помощью буклетов также помогает решить ряд методических проблем, существующих у родителей. 

Не опускать руки, быть открытым и позитивным в решении любых вопросов - верное средство купировать многие проблемы, в том числе, связанные с агрессивным поведением детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник дружбы

Психокоррекционная сказка (коррекция агрессии, агрессивного поведения ребенка)

Тигриная семья жила в самой чаще леса. У Тигренка были братья. Они часто играли вместе, но при этом постоянно ссорились, и игра превращалась в спор: кто будет самый главный, ведь только он понесет мяч, будет догонять и пойдет первым на охоту. Тигренок был самый младший среди братьев, и ему никогда не удавалось обогнать или обыграть их. Тот, кто побеждал в игре, считался самым сильным и умным, и даже если он совершал плохие поступки, он все равно оставался главным. К тому же братья смеялись над ним и называли его Малой, особенно если у него что-то не получалось.

Как-то раз решил Тигренок поискать себе новых друзей и отправился на лесную опушку. Через некоторое время он вышел на залитую солнцем поляну. На поляне зайчата играли в салки, весело бегая друг за другом.

—  Можно с вами? — спросил Тигренок.

— Давай догоняй нас! — закричал старший зайчонок, и зайчата бросились в рассыпную.

Тигренок думал, что легко догонит каждого зайчонка, потому что сам был очень быстр. Но как только он настигал зайчонка, тот резко отпрыгивал далеко в сторону, и гонка начиналась снова. Тигренок устал и остановился отдышаться. Увидев, что Тигренок остановился, самый младший зайчонок подумал, что игра закончилась, и отвлекся, потому что рядом с ним проползал очень интересный жучок. Заметив зазевавшегося зайчонка, Тигренок прыгнул и со всей злостью сильно толкнул его. Зайчику стало очень больно, и он заплакал.

— Ты зачем обижаешь маленьких? — заступился старший зайчонок.

—  Это ему за то, что он нечестно убегает! — ответил Тигренок и добавил: — Надоели, не хочу больше с вами, зайцами, играть, пойду от вас!

—  Больше мы тебя не примем! — сказали зайчата. — Ты злой и не играешь по правилам.

— Ну и не надо! — сказал Тигренок и снова отправился на поиски друзей.

Под большой елкой лисята с бельчатами дружно играли в мяч. Тигренок подошел к ним и сказал: «А я тоже умею играть в мячик! Возьмите меня!» Зверята согласились принять его в игру. Тигренок быстро понял, что тот, кто не ловит мяч, садится в центр круга. Поэтому когда Тигренок ловил мяч, он нарочно сильно швырял его в зверят — так, что никто изних не мог поймать мяч, и они садились в крут, а Тигренок оставался победителем и смеялся над ними. Лисятам и бельчатам это быстро надоело, и они попросили его играть по правилам. Но Тигренок продолжал нарушать правила и обижать зверят, пока один из лисят, поймав мяч, не прекратил игру.

— Мы не хотим с тобой больше играть, уходи! — сказали зверята.

—  Ну и ладно, — сказал Тигренок, — не очень-то и хотелось с вами, малявками, играть!

Он сделал вид, что ушел, а сам притаился в кустах. «Я вам покажу, вы меня еще запомните!» — думал Тигренок. В этот момент к кустам подкатился мячик. Тигренок укусил мячик, и тот сдулся. «Это вам за то, что вы меня прогнали, забирайте ваш дырявый мяч!..»

И Тигренок с чувством удовлетворения побежал домой.

На следующее утро все обитатели леса собрались на лесном стадионе. В конце каждого лета здесь проводился Праздник дружбы, и все пришли подготовить стадион к этому торжеству. Тигренок долго брел по лесу в одиночестве, но так никого и не встретил. Вдруг он услышал в стороне смех и громкие голоса и пошел на шум. Он вышел на лесной стадион, где полным ходом шла подготовка к празднику. Все были заняты своим делом, и никто не обращал внимания на Тигренка. Он стал рычать, но его по-прежнему никто не замечал. Тогда Тигренок подошел к Лисенку, который старательно подметал беговую дорожку.

—  Привет! И я хочу мести! Но Лисенок сказал:

— Не дам, а будешь отнимать — позову папу! Не хочу с тобой дружить! Ты прокусил наш мячик и назвал нас малявками!

Тогда Тигренок подошел к Зайчику, который украшал сцену цветочками.

—  Привет! Давай я помогу!

Но Зайчонок, схватив корзинку, отпрыгнул в сторону.

—  Не дам! Ты маленьких обижаешь! — сказал он.

В это время Тигренка заметили бельчата и закричали:

—   Давайте прогоним этого хулигана!

Тигренку не оставалось ничего другого, как пойти прочь. Он шел по лесу и громко рыдал, слезы катились по щекам, ему было очень обидно.

—  Сделай глубокий вдох! — послышался вдруг голос с сосны.

Тигренок сначала сделал глубокий вдох, а потом поднял голову. На ветвях сосны сидел большой черный Ворон. Он был очень мудрый и знал хороший способ успокоить малыша.

— Теперь выдохни! — сказал он.

Тигренок послушался. Через минуту он успокоился и перестал плакать.

—  Ну что ж, а теперь давай поговорим с тобой. Вчера я наблюдал за тобой, — сказал Ворон, — видел, как ты толкнул зайчонка!

—  Но зайцы нечестно убегали!

— Ты хотел догнать всех зайцев, а не догнал ни одного! Как ты думаешь, можно сразу поймать всех?

Тигренок подумал и сказал:

— Нет, можно сразу поймать только одного. Но обычно мои братья смеются и дразнятся, когда я не могу сразу всех их догнать.

— Если ты хочешь быть таким же, как твои братья, зачем тебе друзья? И почему ты учишься у своих братьев самому плохому? Ведь тебе не нравится, когда они тебя обижают?

Тигренок молча качнул головой.

— Подумай. Если тебе нужны друзья, я скажу тебе, как помириться с ними.

—  И с лисятами? — спросил Тигренок.

—  Со всеми! Слушай! — Ворон тихо спустился с ветки и прошептал волшебный совет на ухо Тигренку.

После этого Тигренок побежал к кустам, где должен был находиться испорченный им мячик.

Мячик в самом деле лежал под кустом, выставив прокушенную сторону. Рядом с ним рос красивый белый гриб. Тигренок сорвал этот гриб, взял мячик и поспешил к тетушке Ежихе, которая жила неподалеку.

— Тетушка Ежиха, будьте так добры, — попросил Тигренок, — мама говорила, что вы лучшая портниха в лесу. Я поступил скверно и прокусил мячик лисят. По дороге к вам я нашел гриб и решил, что он для вас. Пожалуйста, помогите починить мячик!..

Тетушка Ежиха пожалела Тигренка, и через пять минут мячик был как новенький — теперь на нем красовалась яркая заплата.

Тигренок поблагодарил тетушку и поспешил назад к зверятам, и, как оказалось, как раз вовремя. Волчонок отобрал у зайчат корзинку с цветами и бегал от них по всему стадиону.

—  Не обижай маленьких! — крикнул Тигренок и в два прыжка догнал Волчонка. Волчонок отдал ему корзинку, извинился и пошел своей дорогой.

—  Вот, возьмите, я очень виноват перед вами. — Тигренок протянул корзинку зайчатам.

Все обступили Тигренка: лисята, бельчата, зайчата.

—  Я понял, что вел себя некрасиво, мне очень стыдно. Простите меня, пожалуйста! Я хочу дружить с вами! — сказал Тигренок.

Лисенок увидел у Тигренка в лапах мячик и закричал:

—  Ой, смотрите, наш мячик! Тигренок починил его!

—  Нет, это не я, — признался Тигренок, — это тетушка Ежиха помогла.

Зверята простили Тигренка и позвали его на Праздник дружбы.

—  Спасибо зверята! — сказал Тигренок. — Я обязательно приду! Можно я возьму своих родных на праздник?

— Да, конечно, приходите все!

Тигренок был очень рад, ведь его папа давно мечтал побывать на Празднике дружбы.

Вечером Папа-тигр на семейном совете в присутствии старших братьев Тигренка показал приглашения на Праздник дружбы и сказал: «Удивительно, но все в лесу говорят, какой взрослый у меня младший сын. Он совершает взрослые поступки, умеет найти выход даже в самых сложных ситуациях».

С той поры братья-тигры больше не называли Тигренка Малым. И семья тигров первый раз побывала на Празднике дружбы.

Так, благодаря советам мудрого Ворона Тигренок научился дружить и стал примером для своих братьев.