РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Скоблова В.А.,
МОУ «Бадарминская СОШ»,
дошкольная ступень
Всем известно, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей, от него зависит успешность обучения в школе.
Есть дети, которым с трудом дается математика в школе – это следствие, а причина в том, что они затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни. Умственные способности – это те психические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения всевозможных задач.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности и получением новых знаний.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. Затем идёт развитие элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
В целевых ориентирах, представленных в ФГОС на этапе завершения дошкольного образования, указано что, ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и другие; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознании, математики, истории; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Для развития логического мышления необходимо:
1. Развивать у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
2. Формировать умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
Ребёнка необходимо научить мыслить, а не только знакомить с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать, как часто считают родители. Запас заученных знаний ненадолго выручают ребёнка, а через месяц – два несформированного умения мыслить приводит к появлению проблем в школе.
Проблемами психологии мышления занимались такие ученые как Лурия, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров, Ж.Пиаже, Н.Н.Поддъяков, С.Л.Рубинштейн.
Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Литература
1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2005.
2. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПБ.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.
- Мне нравится (1)