План самообразования воспитателя Юсуповой Гасимы Касимовны по теме « Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста методом проектной деятельности».
Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя
Юсуповой Гасимы Касимовны
по теме « Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста методом проектной деятельности».
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать у воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод проектов. Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.
Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
--он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром
--является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей
- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно — и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей), позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста — от проекта к проекту.
Решив использовать в работе с детьми своей группы проектный метод, я поставила:
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе.
Задачи:
• Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
• Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.
• Использовать метод проектов на практике.
• Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
• Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
• Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Основные вопросы:
- история и сущность проектной деятельности;
- актуальность применения проектного метода в деятельности в ДОУ;
- цели и задачи проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- этапы работы над проектом;
- особенности исследовательских проектов детей старшего дошкольного возраста;
- естественное включение семьи в проектную деятельность детей;
- практическая реализация проектов детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
- повышение педагогической компетенции,
- адекватное вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс,
- распространение педагогического опыта.
Перспективный план самообразования на 2016-2017 учебный год
Срок
| Этап | Содержание работы | Форма отчетности
|
Сентябрь - октябрь | Организационно - теоретический | 1. Изучение нормативных документов 2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме. 3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Прогнозирование результатов. | Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов». |
Октябрь - май | Накопительно - практический | 1. Изучение методики технологии проектирования педагогов в Интернете 2. Проведение проектов «Осенние рецепты здоровья», «Волшебный мир Виталия Бианки», «Волшебница вода», «Моя семья», « Птицы - наши друзья» 3. Подбор необходимого оборудования, материалов. 4. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте» 3. Консультации для педагогов ДОУ. 4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. 5. Привлечение родителей к организации проектов в группе.
| Консультация для педагогов ДОУ «Проектный метод в деятельности ДОУ».
|
Май | Заключительный | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе) . 3. Планирование деятельности и перспектив развития. | 1. Презентация «Проекты нашей группы». 2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте воспитателя и в социальной сети работников образования |
Литература
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие) .
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
4. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.
6.Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Л. А. Венгер // М.: Просвещение, 1986. – 192с. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. – № 9.
7.Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. – № 4.
8.Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.
9. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
10.Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.
11.Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009.
12.Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru. и других интернет ресурсов.
Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия
№ | Тема, класс (группа, курс) | Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и др.) | Дата |
1. | Познание (ФЭМП) Старшая группа | Открытое занятие на тематической неделе по теме: «Веселые измерения» для воспитателей, на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны республики Татарстан. | 2013 год |
2. | Социально-коммуникативное развитие Обучение грамоте подготовительная к школе группа | Открытое занятие: «Путешествие в страну Буквоежки» для родителей и воспитателей ДОУ, проведенное на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны Республики Татарстан. | 2013 год |
3. | Познание (ФЭМП) подготовительная к школе группа | Открытое занятие на тематической неделе по теме: « Путешествие в страну Математики» для воспитателей, на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны республики Татарстан. | 2014 год |
4. | Познание (ФЭМП) 2 младшая группа | Открытое занятие «В гости к Петушку» для родителей и воспитателей, на базе МБДОУ «Детский сад №66»Веселые нотки» города Набережные Челны Республики Татарстан. | 2014 год |
5. | Познание (ФЭМП) 2 младшая группа | Познавательно-музыкальное развлечение «Забавные Блоки»» для родителей и воспитателей ДОУ на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны Республики Татарстан. | 2015 год |
6. | Художественно-эстетическое развитие Средняя группа | Открытое занятие «Украсим салфетку – подарок милой мамочке» для родителей и воспитателей ДОУ, проведенное на базе МБДОУ «Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны Республики Татарстан. | 2016 год |
7. | Социально-коммуникативное развитие средняя группа | Показ открытой организованной деятельности по теме «По дороге в детский сад» для воспитателей города, на КМО при МБДОУ №66 «Веселые нотки» | 2016 год |
Проведение, участие в семинарах
№ | Тема выступления | Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения | Дата |
1. | «Использование метода наглядного моделирования при обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» | «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» для воспитателей, проведенный на базе МБДОУ Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны Республики Татарстан. | 2014 год |
2. | « Формирование познавательной активности дошкольников через проектную деятельность в условиях внедрения ФГОС» | Выступление на региональном семинаре « Актуальные проблемы повышения качества современного образования: опыт и инновации» для воспитателей, проведенный на базе АНО « Центр развития и образования» Набережные Челны Республики Татарстан. | 2015 год |
3. | Презентация проекта « Учим татарский язык всей семьей» - взаимодействие детского сада с семьей при обучении детей татарскому языку. | Выступление на КМО «Взаимодействие специалистов ДОУ по обучению дошкольников государственным языкам РТ», для воспитателей татарского языка, проведенный на базе МБДОУ Детский сад №66 «Веселые нотки» города Набережные Челны Республики Татарстан. | 2016 год |
4. | Использование метода проектной деятельности при ознакомлении дошкольников с природой. | «Проектная деятельность как вариативная форма организации работы в дошкольной организации» для воспитателей, проведенный совместно с ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» «Информационно-методический центр» г. Набережные Челны МАДОУ «Детский сад №53» Крепыш» г. Набережные Челны | 2016 год |
5. | Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности. | Выступление на региональном семинаре « Актуальные проблемы повышения качества современного образования: опыт и инновации» для воспитателей, при АНО « Центр развития и образования» Набережные Челны Республики Татарстан. г Наб. Челны. | 2016 год |
6. | «Воспитание гражданской ответственности через знакомство с родным краем» | Выступление на семинаре-практикуме «Гражданское воспитание дошкольников в условиях современного детского сада» для студентов НГПУ, при ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» «Информационно-методический центр» г. Набережные Челны МАДОУ «Детский сад №90 «Елочка» г. Набережные Челны | 2016 год |
10. | «Развивающие игры нового поколения» | Представила практический материал на региональном семинаре «Федераль дэулэт белеем биру мэктэпкэчэ hэм тэрбия биру вариатив моhим шарт буларак эхлак тэрбиясе биру эшчэнлеген баету» для воспитателей, при МБДОУ№4 «Экият» г. Мамадыш РТ | 2016 год |
Результаты участия воспитанников
Вид, название мероприятия | Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) | Результат (занятое место) | Дата проведения | Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов) |
Межрегиональный конкурс-викторина « Здоровье - здорово!» | Межрегиональный | 1 место 3 место | 2013 год | Диплом Диплом |
Международный дистанционный конкурс « Лето- это..» | Международный | участие | 2013 год | Сертификат |
Конкурс « Первые шаги» | Республиканский | участие | 2014 год | Диплом |
Городской интеллектуальный конкурс « Клуб веселых дошколят « Всезнайка» | Городской | 2место | 2014 год | Диплом |
1Всероссийский творческий конкурс «Ожившая сказка» | Федеральный | 2место 3место | 2014 год | Диплом |
2Всероссийский творческий конкурс «День Российской Армии( Подарки папам и дедушкам)» | Федеральный | 1 место | 2015 год | Диплом |
Конкурс рисунков « Мой дом» от ДОМКОР | Республиканский | участие | 2015 год | Диплом |
Окрытый Всероссийский интеллектуальный турнир способностей « РостОК-SuperУМ»Конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!» | Федеральный | 1 место 3 место | 2015 год | Диплом |
Международный конкурс-олимпиада для дошкольников « КвадроАкадемия. Осень 2015 | Международный | 1 место | 2015 год | Диплом |
Всероссийский конкурс « А я выбираю книгу!» | Федеральный | 1 место 2 место | 2015 год | Диплом |
Окрытый Всероссийский интеллектуальный турнир способностей « РостОК-SuperУМ» | Федеральный | 1 место 2 место | 2015 год | Диплом |
Городской конкурс ‘ Сохраним голубую планета” | Городский | 1 место 1место | 2016 год | Диплом |
Городской конкурс творческих проектов «Хочу все знать!». | Городский | участие | 2016 год | Диплом лауреат |
Окрытый Всероссийский интеллектуальный турнир способностей « РостОК-SuperУМ» | Федеральный | 1 место 2 место | 2016 год | Диплом |
Конкурс исследовательских работ и проектов « Осенние рецепты здоровья» | Городский | 2 место | 2016 год | Диплом |
Конкурс рисунков « Мой дом» от ДОМКОР | Республиканский | 2 место | 2016 год | Диплом |
Конкурс поделок « Мастерская Деда Мороза»Амина | городской | участие | 2016 год | Диплом |
Конкурс исследовательских работ и проектов « Радуга открытий» Алеша | Федеральный | Ждем результатов | ||
Конкурс поделок « Мастерская Деда Мороза» | Региональный | 1 место 2 место | 2016 год | Диплом |