«Дополнительное образование как средство реализации индивидуального подхода к развитию детей дошкольного возраста»
Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Задачами дополнительного дошкольного образования детей являются:
- индивидуализация личности;
- развитие творческих способностей;
- приобщение детей к человеческим ценностям;
- развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;
- воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;
- формирование культурного поведения.
Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Мы согласны с компетентным мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, которые обосновывают следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование дошкольников способствует: - развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста; - развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания детей дошкольного возраста; - оздоровлению детей; - развитию психологического воспитания; - оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста.
Зачастую дополнительное образование рассматривают только как некий придаток к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Однако это узкое понимание дополнительного образования, т.к. не учитывается его основное предназначение: удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, так как оно ориентировано на: раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира и развитие самодеятельности детей; на раскрытие личностных интересов и склонностей; на построение пространства саморазвития, на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности; на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития. В дополнительном образовании ребенок получает возможность развивать себя как индивидуальность и вместе с тем осваивать богатства культурного опыта. Предмет или сфера деятельности в дополнительном образовании «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Таким образом, можно подчеркнуть, что дополнительное образование является эффективным средством реализации индивидуальных способностей дошкольников. Чтобы это стало более понятно рассмотрим, что же входит в понятие «индивидуальность».
Понятие «индивидуальность» выражает особую форму бытия индивида, в рамках которой он обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность активно проявлять себя в окружающем мире в соответствии со своими потребностями, задатками и способностями. В психологии под «индивидуальностью» понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. В философии наиболее полно понятие «индивидуальность» трактуется как особая форма бытия в обществе, в рамках которого человек живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Индивидуальности невозможно обучить, и ее невозможно воспитать – она рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он сталкивался бы не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными , преодолеть притягательность которых намного сложнее.
Таким образом, стоит отметить, что каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых не возможна по-настоящему полноценно развитая личность. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишний (на вырост), а актуальной – здесь и сейчас информацией. Это вызывает необходимость поддержки развития и реализации потенциала конкретного ребенка безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, условиями, запросами и требованиями взрослых, общественными стереотипами) идеала.
Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Князева О.Л., Маханёва М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984.
3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательского поведения у детей: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2002.
4. А.В. Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д. Кошелева. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое издание).
9.Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. - М., "Просвещение" 2015