педагогическая технология проектирования
Проектный метод как способ реализации образовательного процесса в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tehnologiya_proektirovaniya_.docx | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Выполнила воспитатель
МБДОУ д/с №41 см. Чернуха
Капаева Елена Александровна
2016 год
Слово «проект» –от лат., означает “выброшенный вперёд”, «выступающий», «бросающийся й вперёд» (этимологический словарь).
Метод проектов можно представить:
1- как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника,
2- как способ взаимодействия с окружающей средой,
3- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛЮБОЙ ТЕХНОЛОГИИ
• концептуальность - авторская научная идея (в данном случае – Д. Дьюи)
• системность - целостность предмета деятельности и процесса
• управляемость - руководство деятельностью от цели до результата
• эффективность - качество результатов при наименьших затратах
• воспроизводимость - возможность повторения в других условиях
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
ПРОЕКТ-это « пять П»
1 – Проблема
2 - Проектирование
(планирование)
3 - Поиск информации
4 – Продукт
5 – Презентация
Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Типология проектов в ДОУ( по Е.С. Евдокимовой)
- По доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные);
- По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности);
- По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов);
- По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями);
- По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
- По продолжительности (краткосрочный – 1-2 нед, месяц; средней продолжительности – 2-4 мес.; долгосрочный – учебный год).
Типология проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследова- тельско- творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна | Старший дошкольный возраст |
Ролево- игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы | Со второй младшей группы |
Информацион но-практико- ориентиро- ванный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Со средней группы |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | Со второй младшей группы |
Основные требования
к использованию метода проектов
- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
- Самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект;
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий;
- Практическая, теоретическая психолого-педагогическая, значимость предполагаемых результатов;
- Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
Структура проекта, адаптированная к ДОУ
1- Целеполагание — педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени
2- Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы)
К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
В каких источниках можно найти информацию
Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)
С какими предметами научиться работать для достижения цели
3- Выполнение проекта — практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы)
4- Подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза)
Поэтапное развитие проектной деятельности в рамках темы
№ | Этапы | Содержание |
1 | Выбор темы проекта | Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей. Инициатор – воспитатель. |
2 | Планирование | «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) Составление системной «Паутинки» (базовые знания) Планирование проектов (конечный продукт) Календарное планирование |
3 | Реализация проекта | Задача воспитателя: -организация деятельности детей в центрах активности, -оснащение их оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта |
4 | Презентация | Презентация конечного продукта |
5 | Завершение проекта | Анализ Подведение итогов Поэтапное развитие проектной деятельности в рамках темы |
Работа над проектом
Распределение деятельности педагога и детей (материал Л.С. Киселевой)
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1-й этап | 1. Формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта (см. структуру проекта) 2. Вводит игровую (сюжетную ситуацию) 3. Формулирует задачи (нежёстко) | 1. Вхождение в проблему 2. Вживание в игровую ситуацию 3. Принятие задачи 4.Дополнение задач проекта |
2-й этап | 1. Помогает в решении задачи 2.Помогает спланировать деятельность 3. Организует деятельность | 1. Объединение в рабочие группы 2. Распределение ролей и видов деятельности |
3-й этап | 1. Практическая помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей) 2. Курирует осуществление проекта (направляет и контролирует) | 1.Приобретение специфических ЗУН, опыта творчества и ценностного отношения к изучаемому, к деятельности, ее участникам и себе |
4-й этап | 1. Подготовка к презентации проекта 2. Презентация | 1. Подготовка продукта Деятельности к презентации 2. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности |
Общие задачи развития детей в проектной деятельности.
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
- развитие познавательных способностей
- развитие творческого воображения
- развитие творческого мышления
- развитие коммуникативных навыков
Младший дошкольный возраст
- Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
Старший дошкольный возраст
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы работы педагога над проектом
с детьми дошкольного возраста
1. Выбор темы и создание план-схемы проекта
2. Реализация проекта
3. Презентация
4. Рефлексия достижений и проделанной работы
Первый этап – Выбор темы и создание плана – схемы
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности
Один из способов введения в тему - модель “трёх вопросов”:
ЧТО ЗНАЮ? | ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? | КАК УЗНАТЬ? |
Содержание, то что дети уже знают. | План (тема проекта) | Источники новых знаний т. е. средства |
Диалог педагога с детьми способствует:
развитию саморефлексии ребёнка, оценки имеющихся знаний
приобретению новых знаний по теме в свободной раскованной атмосфере,
развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей/интересов детей, вовлекает их в решение проблемы
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей)
обсуждает план с семьями на родительском собрании
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ
вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта
собирает информацию, материал
Второй этап – Реализация проекта
Проект реализуется через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов
Исследовательская активность организуется за счет:
проблемного обсуждения (помогает обнаруживать всё новые проблемы),
использования операций сравнения и сопоставления,
проблемного изложения информации педагогом,
организации опытов и экспериментов,
Последовательность работы педагога на данном этапе:
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки, организует обсуждение
(это мероприятия основной части проекта),
даёт домашние задания родителям и детям,
поощряет самостоятельные творческие работы и инициативу детей
и родителей
(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.)
Третий этап – Презентация проекта
В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей
В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации
проекта
Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
организуется презентация проекта (праздник, занятие, досуг и др.),
составляется книга, альбом (продуктивная наглядность) совместно с детьми;
подводятся итоги (выступление на педсовете, родительском собрании,
обобщение опыта работы)
Четвертый этап – Рефлексия
Обсуждение проекта с детьми:
1. Узнали ли вы что – либо, чего не знали раньше?
2. Что вас удивило?
3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?
4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?
5. Что бы вы хотели узнать (изменить)?
Т.о., в проектной деятельности
формируется субъектная позиция ребёнка,
раскрывается его индивидуальность,
реализуются интересы и потребности, что в свою очередь
способствует личностному развитию ребёнка
Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Анализ эффективности проектной деятельности
для развития детей (мониторинг)
Показатели мониторинга:
1). Владение способами познавательной деятельности
2). Умение использовать различные источники информации
3). Коммуникативные и адаптивные умения работать в сотрудничестве,
принимать чужое мнение, противостоять трудностям
4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план
Критерии бинарные: + или – (+ владеет, умеет, пользуется, проявляет
интерес), (– не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной
деятельности нет)
№ Фамилия, имя ребенка 1 2 3 4 Баллы
1 В…….. .П……………..
2 Д………Г……………..
3 К………И………………
Процент успеха» высчитывается по формуле: 100% / В * С = D
ГДЕ:
А – КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ.
В – МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: А*4.
С – ФАКТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ.
D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА
ПРИМЕР: А – 20 детей; В – 20*4 = 80; С – 36 баллов
100% / 80 * 36 = 45% - процент успеха в проектной деятельности
Паспорт проекта (вариант)
1- Тема проекта
2- Цель проекта:
3- Задачи:
4- Вид проекта: творческий или др.
5- Время реализации проекта (краткосрочный, средне- , долгосрочный)
6- Участники проекта (дети группы, родители, воспитатели и др.)
7- Предполагаемый результат (по детям - соответственно цели и
задачам)
8- Продукт проектной деятельности (материализованный)
9- Презентация проекта (форма представления результатов)
Методические рекомендации
к составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой)
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
4. Обсудить план с семьями;
5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
6. Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми);
8. Провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта;
9. Дать домашние задания родителям и детям;
10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей
(поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения);
11. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т.п.);
12. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе,
провести обобщение опыта.
Рекомендации по подготовке к презентации проекта
Выступление с презентацией необходимо построить следующим образом:
1- Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта.
2- Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения.
3- Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта.
4- Продемонстрировать найденное решение.
5- Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.
6- Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы,
адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
7- Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.
Вопросы к рефлексии:
Почему технология проектирования стала актуальной в работе с дошкольниками?
Возможно ли осуществление проектной деятельности в условиях Вашего ДОУ? Почему?
В чем вы видите трудности для коллектива? Для детей? Для себя?
Насколько необходима самостоятельность детей в исследовании? Нужно ли ее поощрять? Контролировать? В какой степени?
Считаете ли вы необходимым привлечение родителей к работе над проектом? Реальным?
Использовали ли вы когда-нибудь при организации деятельности детей технологию, аналогичную проектной? Если да, то где именно? Каковы результаты?
Литература:
1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис- пресс, 2008. — 208 с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
4. Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлёва. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 214 с.: ил.
5. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/авт.-сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.