Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Савенкова Юлия Владимировна

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с проблемами в развитии речи.

Причиной  речевых расстройств является увеличение числа патологий беременности, увеличение количества родовых травм. Среди наиболее частых речевых патологий на первом месте стоит стертая  дизартрия.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах.  Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.  При такой речевой  патологии как дизартрия,  добиться хорошей подвижности органов артикуляции только артикуляционными упражнениями очень сложно. Здесь основным методом воздействия на моторику мышц  выступает массаж,  который представляет собой совокупность приёмов механического воздействия на артикуляционную мускулатуру. Использование логопедического массажа целесообразно, ибо массаж изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов артикуляционного аппарата.

Использую методику Новиковой Е. В. (зондовый массаж),  классическая методика (ручной массаж), аппаратный массаж (с  помощью вибрационных приборов). Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Зонды Новиковой используются для массажа мимической мускулатуры.

Классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка используют зубные щетки (индивидуальные) с мягкой щетиной, шпатели, и др. Аппаратный массаж использую при постановке сонорных звуков,  с целью вызывания вибрации языка, которая необходима для правильного произношения звуков «Р,РЬ». Система логопедического массажа адаптирована мной к условиям практической работы и вписывается в структуру индивидуального занятия.  

 Выбор последовательности массажных движений и приёмов их выполнения определяю состоянием тонуса пораженных мышц. Применение различных приёмов массажа постепенно позволяет понизить тонус  мышц при их спастичности,  и, напротив, повысить его при паретичности. Нормализация мышечного тонуса благотворно влияет на постановку звуков.  Меняется  звукопроизношение в речи детей благодаря массажу; большинство из них в самостоятельной речи стали  употреблять поставленные звуки, хотя  еще требуется контроль  за их автоматизацией.

Применяя в течение пяти  лет массаж как активный и один из главных методов коррекции речевых расстройств, считаю, что  метод массажа  доступен, а личностно ориентированный подход  в работе с ребенком дает отличный эффект. Он способствует выбору наиболее оптимального и результативного метода,  применимого к данному ребенку. При этом он заметно усиливает эффект моей работы. 

 

Комментарии

Здравствуйте Юлия Владимировна! Большое спасибо за публикацию. Данная информация очень полезна и важна для работы. Не могли бы Вы поделиться где проходили курсы? и Как часто Вы берете детей на индивидуальные занятия? З

Савенкова Юлия Владимировна

Добрый вечер, Вера Александровна. В 2012 году я прошла курсы повышения квалификации в научно-образовательном центре «Логопед плюс» по программе «Зондовый массаж» и получила удостоверение. Имею право работать по заявленной методике. Автор курса Томилина С.М. Детей на индивидуальные занятия я беру 3 раза в неделю. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Массажные мероприятия провожу индивидуально в теплом проветриваемом помещении. Нагрузку увеличиваю постепенно от 2 до 7 минут. Строго соблюдаю противопоказания к проведению массажа – не провожу массаж при начинающемся заболевании ребёнка, при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата. Для большего эффекта, достижения комфортного сотрудничества с ребёнком включаю приятную психотерапевтическую музыку (плеск волн, шум леса). Очень часто массаж сопровождаю прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребёнка от возможных неприятных ощущений.