Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста
Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста
автор: Потапова Анна Витальевна, воспитатель ГБОУ « Школа №2093», ДО№2
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма
Гражданственность и патриотизм, по мнению И. М. Дуранова (кандидат педагогических наук, автор научных статей), Б. Т. Лихачева (педагог), Н. Д. Никандрова (ученый, президент Российской академии образования) и В. Д. Шадрикова (психолог), составляют каркас ценностного ряда воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм? » в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это « …не доблесть, не профессия, а естественное чувство». Это чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим. Оно (чувство) передается из поколения в поколение и является очень стойким. Поэт А. Лукин в своем стихотворении «Отчий дом» выразил это так:
Отчего у дома, отчего со страною много общего?
Где родился – та страна, словно отчий дом одна
Ни Отечества, ни отчества мне не захочется
Всё на свете – до конца! – от Отчизны и отца.
Воспитание маленького человека начинается с воспитания его чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Как построить свою работу по формированию патриотических чувств у детей, которые будут проявляться в соответствующих поступках и поведении? Как привить уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, чтобы дети стремились быть похожими на них, с благодарностью оказывали им помощь. Эта задача одна из нелегких, так как в современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме, а без них (общих целей) «любое общество обречено на вымирание» (А. И. Герцен). Отсюда утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей. Обратитесь к школьникам конца прошлого века, вряд ли вы услышите подробное описание тех или иных событий самого тяжелого времени нашей Родины. А годы Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят вглубь истории.
Война, ставшая для нынешнего поколения далекой историей, - это не только хроника, летопись и дневники, но это и ее исторические уроки, вобравшие социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее.
«Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать чувство патриотизма – сказал глава российского государства В. В. Путин.
А создавшаяся в обществе ситуация позволяет нам верить в успешность усилий образования по формированию гражданско-патриотической позиции.
Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? И почему мы говорим о предпосылках, которые станут опорой дальнейшего формирования человека как гражданина, сына своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям, а не только имеющего представления об этом (т.е. информацию, пусть даже очень обширную)?
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
«Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных качествах российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации» - вот что сказано в Федеральной программе патриотического воспитания.
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. И чувства ребенка господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного возраста внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Они регулируют поступки, действия, определяют желания ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Вот почему очень важно формирование гражданско-патриотической позиции у детей с ранних лет. Определяется она (позиция) как проявление ребенком своих представлений о себе, своей семье, о родном городе, крае, стране, о государственной символике, об искусстве своего народа, о труде с общественной мотивацией. Формируется отношение детей к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях за Родину, в стремлении быть похожими на героев своей страны.
Все те чувства, из которых может вырасти патриотизм, с большей вероятностью формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, в группе детского сада. Это сочувствие, привязанность, ответственность, обязательность, трудолюбие. А проявляться они могут только по отношению к родным и близким.
Прежде, чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я»; своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду», - писал Д.С.Лихачев.
Таким образом, мы (педагоги и родители) в душу маленького человека посеем зернышко любви, которое прорастет в нечто большее, что позволит ему с гордостью нести по жизни лозунг « Помнить прошлое – беречь настоящее – думать о будущем!»
Список литературы.
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.ЦГЛ 2004.
2. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. Ж. Дошкольное воспитание, № 8, 2007.
3. Григорьева Н. Растить гражданина. Ж. Дошкольное воспитание, №3, 2009.
4.Дыбина О. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания. Ж. Ребенок в детском саду, №2,2009.
5.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
6.Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика- Синтез,2008.
7.Зацепина М.Б. Культурно – досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ от 21 мая 2003 г. Ж. Управление ДОУ, №3, 2005.
9. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет. Т Ц Сфера, 2007.
10. Колбая О., Потапенко О. Этих дней не смолкнет слава. Ж. Ребенок в детском саду, №2, 2007.
11.Мустафина Е. В. Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста. АНОДО. Планета детства «Лада». Тольятти.
12. Парамонова Л. А. Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №2, 2007.
13. Шихатова У., Новикова Н. Проект Наши деды – славные победы. Ж. Ребенок в детском саду, №2, 2007.