Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Предлагаю вашему вниманию опыты, которые можно проводить с детьми средней группы.
Опыт: «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка, рассматривание песчинок»
Цель: закреплять знания детей о свойствах песка, его разновидностях (желтый, белый, коричневый) о применении песка.
Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос.
Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно насыпьте немного песка на поднос. Как высыпается песок? Легко? Возьмите лупу, внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? А теперь смочите песок водой. Какой он стал? Можно его высыпать?
Вывод: Сухой песок – сыпучий, а из влажного песка можно лепить
.
Опыт «Выявление свойств глины»
Цель: познакомить детей со свойствами глины, её применением.
Материалы и оборудование: глина, доски для лепки, стеки, вода, салфетки, фартуки. Рассмотреть глину. - Какого цвета глина? - На что похожа глина? - Хорошо ли видны в комочке глины отдельные песчинки? Можно из глины лепить.
Вывод: глина (влажная, мягкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить.
Опыт «Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука)»
Цель: познакомить со свойствами воды – не имеет формы, прозрачна, без запаха. Материалы и оборудование: сосуды разного размера, вода, соль, мука, сахар, ложки.
Дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Растворяют различные вещества в разных сосудах. Соль быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Сахар быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Мука растворяется в воде, но вода становится мутной.
Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде
Опыт «Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега – цветом, формой. Учить понимать зависимость природных изменений и появление снега.
Материалы и оборудование: блюдца со снегом
Рассмотреть снежинки. Какие они? (по форме, цвету). Что происходит со снегом в комнате?
Вывод: снег белый, холодный, рассыпчатый и превращается в воду; свойства снега зависят от температуры, погоды
Опыт «Обследование камней: размер, вес, цвет»
Цель: рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.
Материалы и оборудование: камни разной формы, цвета, размера, лупа.
Дети рассматривают все камни определяют, какого они цвета, размера и формы. Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные. Потрогайте камни, какие они на ощупь?
Покажите самый гладкий камень и самый шершавый. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней можно воспользоваться лупами. Дети определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.
Вывод: камни по цвету, форме, размеру, камень может быть гладким и шероховатым; по весу бывают разные – легкие, тяжелые
- Мне нравится (6)
Комментарии
Очень интересный и
Очень интересный и познавательный материал.