РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 10 ЛЕТ)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 3 ДО 10 ЛЕТ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_po_tatarskomu_yazyku_u_detey_doshkolnogo_i_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 3 ДО 10 ЛЕТ)
Язык является главным инструментом общения среди людей. Каждый язык по-своему сложен. Поэтому изучение языка – это процесс, который требует от учащихся особого внимания и усердия.
Общеизвестно, что обучение языку должно начаться уже с детских садов и школ, а еще лучше, если в семье общение ведется на данном языке.
В нашей стране существуют детские сады и школы с этнокультурным татарским компонентом образования, которые вносят огромный вклад для сохранения родного языка.
Как известно, главная задача таких детских садов и школ – это развитие речи учащихся.
Что же такое развитие речи? Разные ученые трактуют этот термин по-разному, например, М.Р. Львов дает следующее определение: «развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей» [7; 179]. А Е.В. Архипова под термином развитие речи понимает «развитие языковой способности на всех ее уровнях, формирование адекватной языковой картины мира в процессе социализации личности, в ходе освоения ею с помощью языка культурных ценностей общества» [1; 9].
Из этого следует, что развитие речи – это развитие всех компонентов языковой способности (фонетических, лексических, грамматических, семантических компонентов).
Очень часто мы встречаемся с такой ситуацией, когда учащийся накопил обширный словарный запас, хорошо освоил фонетический и грамматический строй изучаемого языка, но не способен к полноценному речевому общению.
Здесь, конечно, существует много факторов, мешающих свободному общению на татарском языке:
Первый фактор – отсутствие речевой среды.
Второй фактор – отсутствие системы в изучении языка.
Третий фактор – психологические особенности обучающегося. Ребенок может стесняться разговаривать, думая, что у него это плохо получается. Это, конечно же, требует от педагога не только знание своего предмета, но и знание психологических особенностей детей. Он должен всегда поддерживать ребенка и не забывать хвалить его. Ведь только так можно добиться того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным.
Важно, чтобы у педагога была правильная, красивая речь, так как педагог – это всегда пример для подражания, мастер своего дела. Поэтому и речь педагога должна быть идеальной.
Также нельзя забывать о том, что общение на родном (татарском) языке должно осуществляться не только в детском саду и школе, но и непосредственно дома в кругу семьи. Если члены семьи будут правильно общаться между собой, то и ребенок научится быстрее. Из этого следует, что в формировании правильной речи ребенка огромную роль играют родители и окружающие его люди.
Как известно, правильная речь является залогом успешного общения, а общение влияет на развитие всех личностных качеств. Работа над этой проблемой начинается в детском саду и продолжается в школе. Думаю, что большее внимание надо обратить на учащихся младших классов, особенно дошколятам. Так как устная речь совершенствуется легче и быстрее с трех до семи лет. Дети в этом возрасте, как губка, впитывают сказанное, начинают познавать мир.
Основная форма дошкольного обучения – занятия. Обычно выделяют следующие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или контрольные; комбинированные (смешанные). Занятия должны быть построены от простого к сложному, должна быть четкая последовательность и система в процессе изучения татарского языка.
В методике существует определенное количество методов и приемов, направленных на развитие речи учащихся.
Прежде чем выбрать методы, приемы и вид деятельности для развития речи, надо учитывать возрастные особенности детей. Надо уметь отбирать материал по возрасту и уровню развития детей, чтобы все дети смогли успешно усвоить материал.
Работа по развитию речи начинается с обогащения словарного запаса учащихся. Чем больше ребенок знает слов, тем легче будет ему общаться. Для изучения и хорошего запоминания слов, очень эффективным является дидактическая игра «Чудесный мешочек» («Тылсымлы капчык»), здесь дети выходят по очереди и берут из мешочка игрушки, потом они вместе называют эту игрушку и повторяют несколько раз.
Накопив определенный багаж слов, можно начать использовать их в речи. Здесь важно заинтересовать детей и добиться того, чтобы они начали общаться сами. Для этого можно использовать куклу или каких-либо животных. Например, на занятии «Кукла пришла к нам в гости» дети смогут не только обогатить свой словарь, но и закрепить навыки разговорной речи. Детям, особенно детям средних и старших групп, интересно узнать о кукле, они чувствуют себя взрослыми по сравнению с ней и стараются держать себя правильно.
Как известно, в детских садах деятельность детей осуществляется через игры. Дидактические игры учат детей думать, искать, рассуждать и т.д. Такие игры, как «Кибет» («Магазин»), «Почта», «Шифаханә» («Больница») играют огромную роль в развитие речи детей. Очень интересна игра «Әйтеп бетер» («Закончи»). Педагог произносит первый слог слова, а ребенок продолжает. Например: ма-тур (красивый), ба-бай (дедушка), китап (книга).
Необходимо развивать речь детей через повседневное общение, через игровые моменты. Для этого надо проводить с ними специальные дидактические игры и упражнения. Целесообразным является использование в обучение татарскому языку книги Ф. Йосыпова, З. Камалова, Р. Борһанова «Гөлбакча» («Мәгариф» нәшрияты, 1990). Здесь очень много сказок, рассказов и коротких стихов, которые помогут в работе по развитию речи учащихся.
Для развития речи также эффективными являются татарские народные игры, такие как «Без – без, без идек», «Йөзек салыш», «Кабыргалы камчылар…», «Күрсәт әле, үскәнем», «Ак калач» и многие другие.
Остановимся на некоторых подробнее:
Игра «Гөлбану, Габдулла».
Дети встают в круг, держа друг друга за руку. С помощью считалочки выбирают одного ребенка. Он встает внутри. Дети поют и кружатся вокруг ребенка в середине круга:
Син уртада, без кырыйда
Әйләнәбез, Габдулла.
Син нишләсәң, ни кылансаң,
Шуны эшләргә була.
Если внутри круга девочка, дети поют такую песню:
Син уртада, без кырыйда
Әйләнәбез, Гөлбану.
Син нишләсәң, ни кылансаң,
Шуны эшләргә могу.
После того как закончилась песня, ребенок стоящий внутри круга показывает какое-то движение. Остальные должны повторить то же движение. Если кто-то неправильно делает движение, ему придумывают наказание (спеть, станцевать, рассказать стихотворение и т.д.).
Эта игра помогает развить речь детей, воспитывает в них дружеские чувства и коллективизм.
Игра «Күрсәт әле, үскәнем».
Дети встают в круг. Педагог говорит слова, а дети должны понять о чем говорится и показать эти движения.
Слова Движения
- Күрсәт әле, үскәнем, Показывают как
Ничек кошлар очалар? летают птицы.
- Менә шулай, менә шулай,
Шулай кошлар очалар.
- Күрсәт әле, үскәнем, Показывают как
Ничек язу язалар? пишут.
- Менә шулай, менә шулай,
Шулай язу язалар.
- Күрсәт әле, үскәнем, Показывают как
Ничек печән чабалар? косят сено.
- Менә шулай, менә шулай,
Шулай печән чабалар...
Игра «Очты, очты…» («Летели-летели…»).
Играющие становятся в круг. Педагог называет летающие и нелетающие предметы, одновременно взмахивая руками. А учащиеся должны повторять движение педагога при упоминании летающих предметов. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Очты, очты – каргалар очты.
Очты, очты – торналар очты.
Очты, очты – арбалар очты.
Очты, очты – самолетлар очты.
Очты, очты – алмагачлар очты.
Очты, очты - … [6; 421]
Для обогащения словарного запаса учащихся очень полезной является дидактическая игра «Бу нәрсә?» («Что это?») и «Бу кем?» («Кто это?»), где дети должны называть предметы и людей изображенных на картинках. Например, мы показываем детям рисунок медведя, а они должны ответить не просто «Аю», а «Бу – аю». Также когда, мы спрашиваем, как тебя зовут, они должны отвечать не «Алсу», а «Минем исемем – Алсу». В подготовительной группе и в начальных классах можно использовать рисунки для того, чтобы по ним дети составляли сюжет.
Очень познавательной является дидактическая игра «Бу өйдә кем яши?» («Кто живет в этом доме?»), где педагог рассказывает детям сказку «Теремкәй» («Теремок»). С помощью этой сказки можно научить детей называть свое имя и спрашивать у других. Также очень эффективным является такой прием, как театрализация сказок. Например, можно сделать кукольный театр по сказкам «Теремкәй» («Теремок»), «Шалкан» («Репка») или «Өч кыз» («Три дочки»), также и по остальным сказкам, где будет участвовать не только педагог, но и сами дети.
Для развития речи детей очень хорошими приемами являются пальчиковые игры. Например, пальчиковая игра «Гаилә» («Семья»).
Бу бармак – бабай,
Бу бармак – әби,
Бу бармак – әти,
Бу бармак – әни,
Бу бармак – кыз (малай).
Важную роль в том, чтобы сделать процесс обучения татарскому языку доступным, занимательным и интересным, в то же время, обеспечивая такой уровень усвоения знаний языка, при котором ребенок легко смог бы пользоваться им, играет метод звуковых ассоциаций. Суть ее «заключается в адекватном подборе созвучных слов родного языка к запоминаемому иноязычному слову» [8; 5]. Данный метод позволяет легко и быстро усваивать слова на татарском языке. Специально разработанные игровые задания, сказки, познавательные рассказы, загадки позволяют расширить детские возможности в усвоении новой информации. Остановимся на некоторых из них:
Мяч – туп
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру пол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
По-татарски – туп.
Я повторяю слово:
Туп, туп, туп!
Он прыгает: туп-туп.
И мчится быстро вскачь.
А что же это значит?
Конечно, круглый…[8; 10].
Медведь – аю
Выпал снег. Белым ковром покрылся сосновый бор. Дни и ночи поёт свою заунывную песню вьюга: «ю-ю-ю». Холодно зимой. Печку надо топить. В бор идти, ветки собирать, шишками огонь разжигать.
Собрались дети в бор. А вьюга ещё пуще злится: «Ю-ю-ю». Совсем замёрзли дети и решили поиграть в игру «У медведя в бору».
У медведя в бору
Шишки, веточки беру.
А медведь не спит:
Он на нас сердит.
А потом как зарычит
И за ними побежит.
Разбудили дети медведя. Напугались. Убегая от него, громко кричали: «А-а-а-а!». В это время и вьюга выла: «Ю-ю-ю-ю!».
Долго бродил косолапый. Притомился. Улегся поудобнее в берлоге. Закрыл глаза, а в ушах продолжало звучать: «А-а-ю-ю, аю». С тех пор медведь стал называть себя аю [8; 40].
Также очень эффективными приемами являются ответы на вопросы, беседы, диалоги, составление простых предложений по рисунку (кем? нәрсә? нәрсә эшли? и т.д.), использование загадок, пословиц, скороговорок, составление рассказа по картине.
Исходя из собственного опыта работы педагогом татарского языка в «Поликультурном центре» и в детском саду г. Москвы, можно сделать вывод, что речевая деятельность детей реализуется в таких видах, как говорение, слушание (аудирование), письмо и чтение. Все эти виды играют важную роль в развитии речи детей.
Также нельзя забывать, что только при проговаривании новых слов и при регулярном повторении пройденного ранее материала, можно добиться того, чтобы дети хорошо усвоили материал и, таким образом, выучили и сам родной татарский язык.
Литература
- Архипова Е.В. Основы методики развития учащихся: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Вербум, 2004. – 192 с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
- Гөлбакча (балалар бакчалары өчен хрестоматия): Балалар бакчаларында эшләүче тәрбиячеләр өчен кулланма / Төз.: Ф.Ю. Юсупов З.Ф. Камалова, Р.А. Борһанова. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1990. – 254 б.
- Закирова К. В., Мортазина Л.Р. Балачак – уйнап-көлеп үсәр чак: балалар бакчасында уеннар: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма / К.В. Закирова, Л.М. Мортазина. – Казан: Редакционно-издательский центр, 2012. – 192 б.
- Кашапова М.Ф. «Балалар бакчаларында сөйләм үстерү программасы». – Казан.: Мәгариф, 2004. – 64 с.
- Кашапова М.Ф. Иң татлы тел – туган тел: Балалар бакчасында сөйләм үстерү буенча методик кулланма/М.Ф. Кашапова. – Казан: Мәгариф, 2004. – 447 б.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: РОСТ: Скрин, 1997. – 256 с.
- Шаехова Р.К. Раз – словечко, два – словечко…: занимательное обучение татарскому языку. – Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2011. – 96 с.