Эксперементальная деятельность детей как средство развития познавательно-исследовательского интереса у детей дошкольного возраста.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Природа и окружающий нас мир своим разнообразием, яркими красками и динамичностью привлекает детей, захватывает и наделяет множеством чувств и эмоций. За один прожитый день, ребенок может испытать весь спектр эмоциональных переживаний. Тем самым познавая окружающий мир и откывая его с новых сторон. Поддерживая и развивая познавательный интерес, мы взрослые можем воспитать гармонично развивающуюся личность.
Существенную роль в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру, играет познавательно-исследовательская деятельность. Как я считаю, самой эффективной формой взаимодействия здесь является эксперементирование.
Когда детям даются готовые знания, они их автоматически запоминают, но детям свойственно очень быстро забывать эту информацию и приходится снова и снова возвращаться к материалу. А когда дети самостоятельно исследуют объекты окружающего мира, их знания более прочны и осознанны, они запоминаются одновременно по нескольким каналам восприятия. Создается более обширная и полная картина происходящего. Такой опыт надолго запоминается и часто у детей проявляется желание воссоздать тот или иной эксперимент в домашних условиях или в самостоятельной деятельности, закрепляя и расширяя уже полученные знания. В этом и состоит актуальность детского эксперементирования.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым-первооткрывателем. Дети учатся:
· Видеть и выделять проблему;
· Принимать и ставить цель;
· Анализировать объект или явление;
· Выделять существенные признаки, связи;
· Выдвигать гипотезы, строить сложные предположения;
· Отбирать материал для самостоятельной деятельности;
· Делать выводы.
То есть экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Ребёнок дошкольного возраста стремиться познать окружающий его мир, ведь он так огромен и многогранен. Он стремиться взаимодействовать с объектами и явлениями окружающей его реальности. Это взаимодействие очень разнообразно, дети очень любят все вокруг трогать руками, нюхать, облизывать, мять, рвать, и тд. Он задумывается о таких явлениях природы как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и пр.
В моей группе я создаю условия для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников средствами экспериментальной деятельности.
Я с детьми провожу различные опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй и т.д). Знакомлю с их свойствами (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость). Формирую географические представления – знакомлю с глобусом, мы вместе добываем знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
В своей работе я использую два вида опытно-экспериментальной деятельности: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
В уголке экспериментирования в свободное время дети могут самостоятельно повторить не сложные опыты, не требующие соблюдения специальной техники безопасности, применяя полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.
Я очень люблю наблюдать, как дети в ходе экспериментов испытывают удивление, радость нового открытия. Иногда что-то не удается, и тогда начинается новый поиск :«Что же не так? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы все получилось?» и тд
Создавая условия для активного и безопасного эксперементирования, поощряется детская любознательность, удовлетворяется стремление к познанию окружающего мира, направляется активная деятельность детей. Таким образом, происходит развитие у ребёнка познавательной активности и логического мышления.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А.
Список используемой литературы.
1. Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”
2. В.В. Щетина “Неизведанное рядом”
3. Материалы интернет-сайтов.