Развитие связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники

Бакаева Любовь Владимировна

Бакаева Л.В., воспитатель МДОУ №21 п.Северный,

Белгородский р-он Белгородской области

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

К.Д.Ушинский

С уверенностью можно сказать, что слова классика педагогики К.Д. Ушинского актуальны по сей день. Несмотря на огромный поток информации, который ежедневно обрушивающийся на головы дошкольников посредством СМИ и интернета дети испытывают проблемы в связной речи. Среди них бедность речи, недостаточный словарный запас, неспособность построить монолог или распространенное предложение, отсутствие навыков культуры речи, плохая дикция, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. В настоящее время актуально использование мнемотехники в обучении связной речи детей, поскольку позволяет развить воображение, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, ассоциативное мышление.

Наглядность по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина облегчает процесс становления связной речи. Психолог Л. С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехника — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приемов запоминания — в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется. Самым распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам — располагаться в строго определенных местах некоего помещения и пр. В этом качестве можно использовать достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией; но особенно эффективны такие мнемотехнические приемы, позволяющие увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей [1].

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа. 1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней картинок. 2 этап: Перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы. 3 этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки, рассказа или заучивание по заданной мнемотаблице. Младшие дошкольники нуждаются в помощи воспитателя, в старшие - справляются с данным заданием самостоятельно.

На первоначальном этапе нужно совершенствовать восприятие детей и использовать тренинги для зрения, слуха, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений. На следующем этапе у детей формируются навыки запоминания любой информации. Для этого эффективны такие методы мнемотехники как использование образного мышления (эйдетизм), метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок), метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»), метод трансформации (превращения). На последнем этапе задача педагога научить управлять своим вниманием.

В памяти детей младшего и среднего дошкольного возраста остаются отдельные образы (ягодка – красная, ель – зеленая), поэтому мнемотаблицы должны быть обязательно цветными. Старшие дошкольники хорошо воспринимают схемы в одном цвете. Кроме того, персонаж сказки или рассказа может быть изображен в графически (лиса - imageв оранжевом цвете, медведь - image коричневого цвета).

Существуют готовые модельные схемы, разработанные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. Составить графическую план-схему связного рассказа педагог может и самостоятельно. Ребенку предлагается основа мнемотаблицы – чистый бланк из шести клеток. Ребенок выбирает предмет, о котором он будет придумывать рассказ. По ходу рассказа педагог заполняет пустые клетки, а ребенок самостоятельно рисует картинки на своем бланке. Получается опорная план-схема самостоятельного речевого высказывания. В мнемотаблице используются отработанные рисунки-символы, которые обозначают различные признаки или действия предмета, явления или процесса.

Мнемотехника – незаменимый помощник в работе над стихотворением. Педагог выразительно читает стихотворение, сообщает что оно будет выучено наизусть и читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, выясняется основная мысль. Детям объясняются непонятные по смыслу слова. Читается отдельно каждая строчка стихотворения, дошкольники повторяют ее с опорой на мнемотаблицу. Дети самостоятельно рассказывают стихотворение по мнемотаблице. Постепенно дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно располагают их в единую модельную цепь, необходимую для пересказа или заучивания литературного произведения. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

Список использованной литературы.

Степанов C. Большая психологическая энциклопедия / С. Степанов // Школьный психолог. — 2007. — № 23. — Рец. на кн.: Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание : Более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. — М. : Эксмо, 2007. — 542, [1] с. : портр.