ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Губайдуллина Эндже Габдульбаровна

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_svyaznoy_rechi_u_detey.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время специалисты и многие родители отмечают снижение речевых способностей у детей. Их словарь беден, представления об окружающем ограничены. Страдает  связная речь, т.е.  последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. А ведь речь - это средство общения, познания мира, регуляции поведения ребенка.  

Я предлагаю Вам несколько простых игр для развития связной речи:

 

1.ПОДОБРАТЬ СЛОВА-ПРИЗНАКИ.

(СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)

 - ЗИМА какая? (морозная, снежная, холодная, ветреная, злая, ранняя и т. д).

 - ЛЕС какой (большой, зеленый, красивый, густой, прекрасный, богатый и т.д.)

 - ЯБЛОКО какое? (вкусное, сладкое, зеленое, гнилое, спелое, аппетитное и т.д.)

 - ЧЕЛОВЕК КАКОЙ? (добрый, злой, больной, голодный, радостный, грустный, ленивый, работящий, аккуратный, вежливый, заботливый, любящий, нежный.)

2. ПОДОБРАТЬ СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ.

(ПОДБОР ГЛАГОЛОВ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)

 - ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С ГРИБАМИ? (искать, собирать, срезать, мыть, чистить).

 - ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ ПТИЦЫ? (летать, пить, щебетать, кричать, кормить.)

 - ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЕТОМ? (отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.)

 - ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК?  (работает, моет, кушает, рисует, думает, дышит, занимается, спит, плачет, грусти, веселится, покупает, гуляет.)

3. НАЗОВИ ЛАСКОВО.

ЯБЛОКО — ЯБЛОЧКО. 

СТУЛ — СТУЛЬЧИК.         

 КУКЛА – КУКОЛКА. 

ПЕРО – ПЕРЫШКО. 

СОЛНЦЕ – СОЛНЫШКО.   

ПЛАТОК —  ПЛАТОЧЕК. 

ВОРОБЕЙ – ВОРОБУШЕК.   

ПОМИДОР — ПОМИДОРЧИК.    

ЛУК — ЛУЧОК.

ДОМ – ДОМИК.      

НОС – НОСИК.   

КОЛБАСА – КОЛБАСАЧКА.

КАРАНДАШ – КАРАНДАШИК.   

КОНФЕТА – КОНФЕТОЧКА. 

ЮБКА — ЮБОЧКА.

ЛИМОН – ЛИМОНЧИК.

4. ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Суп из гороха — гороховый.

Сок из яблок — яблочный.

Варенье из слив — сливовое.

Салат из свеклы – свекольный.

Стол из дерева — деревянный.

Ложка из металла – металлическая.

Стакан из стекла – стеклянный.

Кораблик из бумаги – бумажный.

Шуба из меха – меховая.

Суп из фасоли – фасолевый.

Сок из апельсина – апельсиновый.

Платье из шелка — шёлковое.

5.  СКАЖИ НАОБОРОТ.

Густой—Жидкий.

Тяжелая—Легкая.

Большой—Маленький.  

Вверх—Вниз.

Высоко—Низко.

Веселый—Грустный.  

Храбрый – Трусливый.

Полезный – Вредный.

Кислый—Сладкий.

Черный—Белый.

Короткий—Длинный.

Злой—Добрый.

Грязный—Чистый.

Далеко—Близко.

Больной – Здоровый.

Друг – Враг.


СХЕМЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ:

 1. ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ.

Название—Форма—Цвет—На ощупь—На вкус.

Н-р: Лимон по форма овальный, по цвету желтый, на ощупь твердый, на вкус кислый.

2. ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.

(молочные, мясные, мучные, рыбные.)

Название— Форма—Величина—На ощупь—Из чего сделана—На вкус.

Н-р: Сыр — Прямоугольный—Маленький—Мягкий—Из молока—Соленный.

3. ЖИВОТНЫХ.

Название— Как называется дом —Чем питается—Как называют детеныша—Связь с Человеком.

Н-р. Собака — живет в будке, питается мясом, детенышей называют щенятами, живет рядом с человеком и охраняет его дом.

4. ПРОФЕССИИ.

Название – Место работы – Что делает – Какой предмет необходим для работы.

Н-р: Учитель – работает в школе, учит детей, ему нужны ручка, указка, мел.

Вы можете вечерами всей семьей поиграть в такие игры, даже взрослым иногда полезно немного поразмять голову. Больше общайтесь, читайте, описывайте картинки, можно составлять предложения и рассказы.