Как это было.Психодрама и песочная терапия.
Свое знакомство с песочной терапией я начала не совсем традиционно. Много до этого читая об истории возниконовения метода, изучая технику "Путешествие по миру",понимая, что эта техника очень хороша при первой встрече, как и полагается, она помогает ослабить защитные механизмы клиента и, помогает ему показать разные сцены из своей жизни, которые были вытеснены, или о которых было сложно говорить.Но, работать только в этой технике длительное время довольно скучно. Это чувствует и клиент, и терапевт. И тут, совершенно неожиданно, психодрама "пришла на помощь" , и "поделилась" своим арсеналом средств. Я научилась новому приему разогрева для клиента, который ещё не знает какие отношения сложатся у него с терапевтом, и не очень хорошо себе представляет, что такое песочная терапия. Прошу клиента ознакомиться со всем функционалом, который предлагает песочница:
-дно песочницы , благодаря синему цвету , может стать озером, рекой, ручьем, болотом, морем и даже океаном.
-голубые борта символизируют воздух, а край песка по периметру - линию горизонта,
-сдвигая песок , мы можем создать горы и холмы, долину и пустыню,
-в песке можно проложить дороги и тропинки, соорудить мосты.
После , песочная поверхность разравнивается.
И клиент понимает, что может стать творцом целого мира. Инструкция следующая: "Осмотрите, пожалуйста, всю коллекцию фигур.Прислушайтесь к своим рукам и телу:
-какую фигурку вам хотелось бы выбрать?"
И вот, когда фигурка выбрана, я преддлагаю поставить ее в песочницу. И несколькими предложениями представить ее
-кто , или что это?
-Как фигурка себя чувствует?
-Что она может рассказать о себе?
-Что она хотела бы сообщить ?
Потом идет дальнейшая работа.
В процессе фокусировки появляется метафора , или знакомый персонаж из жизни.И клиент выбирает фигурку на роль появившегося образа.Работа в песочнице начинает напоминать работу директора в группе. А вместо дублей - фигуры в песочнице.
Картина получает название, или не получает, зависит от клиента.А терапевт отслеживает свои чувства и одновременно , читает песочную картину, оценивая части песочного листа.Появляются гипотезы.На этом этапе важно прояснить чувства клиента,найти их в теле. И тут наступает момент, когда песочная картина "оживает".Клиент дотрагивается пальцем до фигур, входит в их роль. И, получает богатейший материал для осмысления. Тут все имеет значение. И размер, и интонация, и содержание....К кому обратилась фигура, кто рядом, кто напроотив, кто за спиной.Разыгрываются диалоги. Песочная картина может дополниться новыми участниками.Фигуры перемещаются в пространстве, могут совсем быть удалены из песочницы. Если клиент захочет, может изменить название песочной картины, по желанию вглядеться в некоторые фигуры, прислушаться к своему состоянию, побыть некоторое время со своим миром.Когда почувствует готовность, может разобрать песоную картину и разровнять песок.
А как же символичность фигур?Она очень красноречива. Ведь символ - это выражение содержания, которое ещё не понято сознанием и не оформлено в словесное представление. Символ многозначен и имеет подтекст и скрытые смыслы. Часто амбивалентен. Полезно поискать разные смыслы.
Не секрет, что разговор о "другом" значении не всегда получается. Особенно, если работа была сложной и глубокой. Клиент бессознательно принимает информацию на песочном листе, и возможно, спустя какое-то время, после работы, осознание его "догонит" .