Развитие интонационной выразительности речи дошкольников
Мацукова Н.Н.
6 группа «Ромашка».
«Развитие интонационной выразительности речи дошкольников».
Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании личности человека.
Это человек, который владеет широким интонационным спектром, к нему всегда прислушиваются и он часто бывает в поле зрения. Именно человек с интонационной выразительностью речи завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.
Дети овладевают интонационной выразительностью речи к пяти летнему возрасту. Как правило, это происходит в процессе общения со взрослыми. В это же время многие педагоги детских образовательных учреждений сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при исполнении ролей в играх, театрализованной деятельности. Во многих случаях это связано с тем, что дети не осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Для того чтобы развить у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.
Эмоциональное состояние говорящего, экспрессия, цель высказывания воспринимаются и оцениваются через интонацию. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации и неадекватному пониманию высказывания.
Звуки, слоги и целые слова могут произноситься с особым мускульным напряжением органов артикуляции, с усилением интенсивности звучания. Умение владеть своим голосом вырабатывается в процессе выполнения упражнений подражательного характера. Используя специальные приёмы, можно выделить основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи детей - это дидактический и игровой материал.
Работая над формированием интонационной выразительности речи необходимо последовательно и систематично, учитывать динамику возрастания интонационных навыков детей, сначала формировать навыки восприятия интонации, затем – навыки использования ее в собственной речи.
Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.
После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов таких как:
Темп.
При развитии восприятия темпа вводятся контрастные образцы: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. Можно использовать картинки (символы): «Черепаха», «Ракета».
В качестве речевого материала используются потешки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. В первую очередь у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков в том темпе, с которым воспитатель читает тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному, то дети также должны ускорять свои движения (например, игры «Карусели», «Курочка и цыплята», «Барабанщик»)).
Ритм.
Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых педагогом (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д.), затем стихотворений, имеющих двухсложную (ямб, хорей) или трехсложную (дактиль) ритмическую структуру.
Ритм задается педагогом в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений и т.д.
Тембр.
Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и т.д.
Здесь в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы.
Также можно использовать «проблемные речевые истории», связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие «истории» должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет.
При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: «Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку, которая больше всего подходит к рассказу».
Логическое ударение.
Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения или тихого и растянутого). Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.
При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку фразы или текста.
Например, педагог произносит фразу: «Воробьи клюют рябину» и организует ее анализ:
- Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно воробьи, а не другие птицы клюют рябину.
- Послушайте, как я скажу теперь: «Воробьи клюют рябину». Что я уточнила о воробьи? (Что они клюют, а не сидят или летают.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.) Да, а еще его можно сказать тихо, и растянуто.
- Послушайте еще раз: «Воробьи клюют рябину». Что я теперь уточнила о воробьях? (Они питаются рябиной.) Как я выделила важное слово? (Произнесли его растянуто.) А как еще можно выделить? (Произнести его громко.) Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не спугнуть воробьёв.
При затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.
Использование интонационных навыков в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому весьма важно помочь детям ещё в дошкольном возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно.
Хорошо развитая речь — это одна из важных сторон успешной личности, а развитие интонационной выразительности речи у дошкольников, будет более успешным, если:
- подобран и составлен художественно-речевой материал для развития интонационной выразительности речи;
- создана художественно-эстетическая развивающая среда, которая позволяет ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал в театрализованной деятельности.
- если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.
Литература.
1. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб, 2001г.
2. Позднякова Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: авториф. дисс. к.п.н. / Л.А. Позднякова - СПб., 2004. - 21с
3. Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников / Е. А. Борисова // Логопед. - 2005. - № 1. - С. 17-23.
4. Елецкая. О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 2005.