Тема: «Боярышник».
Цели:
-Создание условий для ознакомления детей с лекарственным растением – боярышник.
-Сформировать представление детей о роли боярышника в оздоровлении здоровья человека.
-Познакомить детей с загадкой о боярышнике.
-Воспитывать интерес к природе родного края.
-Воспитывать бережное отношение детей к растениям.
-Словарь: боярышник, долговечное, жизнестойкое, впрок.
Задачи:
-Расширять и формировать знания детей о лекарственном растении, его ценности для здоровья, правил пользования.
-Развивать речь, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку.
-Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Оборудование:
Ветка боярышника, плоды боярышника, иллюстрации, стакан, миска, термос с кипячёной водой, сахар, крахмал, блендер, марля.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель приглашает детей войти в группу:
- Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
- Поздоровайтесь, ребята.
Дети: - Здравствуйте!
2. Дети садятся полукругом на палас.
Знакомство с боярышником.
Чтение стихотворения про боярышник.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы я уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство (боярышник)
Воспитатель:Дети, перед вами ветка боярышника.
Название боярышник на латинском языке означает «сильный», «крепкий». Потому что дерево это долговечное – значит долго живущее, жизнестойкое – значит стойко преодолевает все невзгоды.
Боярышник – это кустарниковое растение, иногда достигающее размеров небольшого дерева, из семейства розоцветных. Начинает цвести обычно в мае, а плоды созревают к осени.
И еще есть у боярышника твердые шипы.
Есть старая загадка о боярышнике:
«Стоит дерево кудряво, а когти волчьи».
Кудрявым дерево назвали за резные листья, а «когти волчьи» - это что?
Дети: Шипы.
Воспитатель:А, зачем дереву шипы? (ответы детей).
Маленькие птахи (птицы) давно оценили боярышник и строят на нем гнезда. Уж где-где, а в его кроне, среди шипов, хищники их не достанут.
Боярышник - «яблочки» охотно поедают и дикие животные, и домашние.
Воспитатель: Рассмотрите плоды боярышника. Они действительно похожи на маленькие яблочки. Попробуйте их на вкус.
Детипробуют плоды шиповника. (Выводы детей.)
Воспитатель:Плоды у боярышника держатся на деревьях подолгу, шипы для птиц не помеха и потому весь день в этой птичьей столовой и одновременно крепости возится пернатая братия. Одни улетают, другие прилетают, ну а тем, что птицы на землю обронят, пользуются мыши, зайцы, лисы.
Воспитатель: Давайте с вами покажем, как же дует ветер и качает деревья.
Физкультминутка: «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше …
Воспитатель: А, сейчас, приглашаю вас подойти к столу.
3. Дети подходят к столу и готовят вместе с воспитателем кисель из боярышника.
Воспитатель: Боярышник издавна заготавливали впрок.
- Что значит впрок? То, что пригодится потом, про запас.
Свежие плоды люди засыпали сахаром. Из них зимой варили кисели, а ягоды добавляли в компоты или заваривали вместо чая. Вместо чая еще заваривали молодые листья боярышника.
Шаг 1
Чтобы приготовить кисель, нам понадобятся плоды боярышника, сахар, кукурузный крахмал, вода.
Шаг 2
Плоды боярышника помыть, просушить, очистить от косточек.
Шаг 3
Размельчить плоды в блендере.
Шаг 4
Залить боярышник кипятком, добавить сахар. Довести до кипения.
Шаг 5
В 2 столовых ложках холодной воды развести крахмал.
Шаг 6
Тонкой струйкой влить крахмальную воду в отвар боярышника, всё время помешивая. Варить 3 минуты.
Шаг 7
Процедить кисель от мякоти.
Шаг 8
Разлить по стаканам. Подавать тёплым или охлажденным.
Дети пробуют кисель из боярышника.
Воспитатель:Используют люди боярышник и как живой забор. Живая ограда из боярышника служит веками, и сквозь нее нет хода ни человеку, ни животным. И, кроме того, сажая «колючки», люди одновременно сажают и плоды. (иллюстрация)
Воспитатель:В нашем лесу боярышник встречается так же часто, как и кизил.
Селедочный запах цветков боярышника люди считают малоприятным, но пчелы охотно посещают цветущие деревья.
Воспитатель:Применение боярышника в лекарственных целях известно человечеству очень давно. Лекарства из боярышника лечат нервы, сердце и многое другое. (показ детям лекарственных средств).
Плоды боярышника.
Настойка из боярышника.
4. Дети вместе с воспитателем изготавливают настойку из боярышника.
Водная настойка боярышника, рецепт приготовления:
1 ст. л. Сырья заливается кипятком, 1,5 стакана, настаивается 20 мин, процеживается через марлю.
После того, как настойка приготовлена, возникает закономерный вопрос – как принимать настойку боярышника?
Дозировка приема зависит от того спиртовой это или водный раствор.
Настойка же боярышника на воде принимается по полстакана 2-3 раза в день, курс лечения тот же, критерий прекращения приема служат улучшение пищеварения, исчезновения боли в области желудка при гастритах и язвенной болезни, прекращение тупой распирающей боли и тяжести в области правого подреберья при хронических гепатитах.
Учитывая, что настойка боярышника, это растительный препарат, то возможно ее применение для профилактики заболеваний сердца, сосудов, центральной и периферической нервной системы, не дожидаясь появления симптомов.
5. Подведение итогов.
Воспитатель:демонстрирует букет из разных кустарников.
- Как распознать боярышник?(ответы детей)
Боярышник - кустарник или дерево.Белые, либо розовые цветки боярышника распространяют неприятный запах.
-Где растет боярышник? (ответы детей)
Этот кустарник семейства розоцветных растет в лесах, преимущественно лиственных, на опушках, по речным поймам. Иногда можно встретить несколько растущих рядом кустов боярышника и в чистом поле.
- Для чего применяют боярышник. (ответы детей)
Проблемы сердечной деятельности у пожилых людей.
Улучшение работы сердца при повышенном давлении.
-Какие части растения используются?
Плоды боярышника, цветки и листья. Запах цветков слабый, несколько специфический, на вкус горькие.
Воспитатель: Обсуждает с детьми, что интересного они узнали? Что особенно понравилось? (ответы детей).