Развитие инклюзивного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Опубликовано 03.12.2016 - 19:48 - Котовщикова Елена Александровна
Российское общество XXI века, основанное на современных демократических и гуманистических принципах – новый этап на пути создания инклюзивного общества, в котором люди независимо от пола, возраста, этической и конфессиональной принадлежности и возможностей здоровья смогут участвовать в его жизни и вносить вклад в его развитие [1].
Готовность общества к инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит в понимании и осознанном принятии их, изменении жизненных установок и согласии на пересмотр собственной идентичности. В противном случае неизбежно углубление социальной дезадаптации людей с ОВЗ, рост интолерантности и дискриминации (4).
Социальные институты инклюзивного общества должны обеспечивать безопасность и равенство его граждан, защищать права и достоинства личности. Реализация права детей с ОВЗ на образование –одна из важнейших задач демографической, социально-экономической, и образовательной политики Российской Федерации.
Однако полноценной реализации инклюзивного подхода к образованию препятствует не столько отсутствие безбарьерной среды в образовательных учреждениях или неразработанность нормативно-правовых и содержательных аспектов инклюзивного образования, сколько до сих пор существующие в обществе психологические барьеры, стереотипы и предрассудки. Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно-развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими детьми, посещать обычные учебные заведения. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с ограниченными возможностями, в т. ч. детям-инвалидам.
Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной практикой в образовании «особых» детей.(2)
Инклюзия – это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без особенностей в одних и тех же общеобразовательных школах.
В тоже время, инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не вытесняет традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций.
Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо создать определенные условия.
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательной организации должна быть направленане только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Данные программы разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (а именно: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно–двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами) и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. (3)
Cписок литературы:
1. Дугин А.Г. Пост философия. Три парадигмы в истории мысли М., 2009
2. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»// Вестник образования. 2008. №18.
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Аверина И.Е. Определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на психолого-медико-педагогической комиссии ресурсного центра по развитию инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011 №3 С. 50-58.
4. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М., 2004.