«План - конспект НОД с детьми средней группы по речевому развитию
Тема: «Кто живет на дне морском?»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
- Формировать умение правильно подбирать слова определения.
(«Речевое развитие»)
- Учить отгадывать загадки, определять и лексически правильно называть морских жителей: морские обитатели, морская черепаха, морской еж, морская звезда, осьминог, акула, дельфин, морской конек, водоросли и т.д.
(«Речевое развитие»)
- Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между. («Речевое развитие»)
- Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, вызвать желание у детей активно изучать подводный мир. («Познавательное развитие»)
- Закреплять навыки при работе с клеем и красками.
(«Художественно-эстетическое развитие»)
- Развивать у детей умение координировать речь с движениями, верно распределяя дыхание во время движения. («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: физминутка, пальчиковая игра, путешествие, подвижная игра, аппликация.
- наглядные: рассматривание, показ.
- словесные: рассказывание, загадывание загадок, вопросы к детям, уточнение, поощрение.
Материалы и оборудование:
Презентация «Обитатели подводного царства», телевизор, ноутбук, мольберт, картинки с изображением морских животных, аудиозапись с шумом моря, магнитофон, панно-основа для коллективной работы по аппликации на тему морского дна, фломастеры, краски, кисти, подставки для кисточек, клей-карандаш, салфетки, заготовки фигурок морских жителей.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Подвижная игра «Море волнуется - раз», двигательные паузы, Физминутка «Рыбка рыбке говорила», пальчиковая гимнастика «Морской еж». |
Игровая | Игровые ситуации. |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций. |
Коммуникативная | Беседы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы. |
Музыкальная | Слушание. |
Изобразительная | Аппликация, рисование. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. | Организационный момент: «Для начала встанем в круг Сколько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Мы готовы поиграть, Можно встречу начинать» Речевая разминка «Вот наши детки» «Вот наши ладошки -хлоп-хлоп-хлоп. Вот наши ножки – топ-топ-топ. Вот наши щечки – плюх-плюх-плюх. Вот наши губки – чмок-чмок-чмок.
Вот наши зубки – щелк-щелк-щелк.
А вот и сами детки - вот-вот-вот!» Стук в дверь. - Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо, давайте прочтем: «В нем соленая вода, Ходят по нему суда. Летом взрослые и дети Ездят отдыхать туда. Что это?»
- Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира. В этом нам помогут волшебные слова: «Быстро, быстро кружимся, С волшебством подружимся, Хлопнули в ладоши и остановились, На берегу теплого моря все мы очутились». -Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного. Но что-то странная здесь тишина? А это что за коробка? (читаю): «Мы - жители волшебного подводного царства. Просим о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, выполнив задания» - Ребята, поможем жителям подводного царства? Для этого нам нужно отправиться на морское дно, в волшебное путешествие по морскому царству! Давайте сядем поудобнее, закроем глазки и послушаем звуки природы. - Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно…. Аудиозапись - (шум моря) - На что похожи эти звуки, которые вы слышите? Воспитатель: Совершенно верно! Это шум моря. - Вот мы и на морском дне. Вы готовы выполнять задания, чтобы помочь морским обитателям? - Вот первое задание: - Каким бывает море? - Как вы думаете, море - это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине? Об этом вы узнаете, если отгадаете мои загадки. - А теперь отгадайте загадки о морских обитателях: 1. «Через море-океан плывет огромный великан. И с судна видит капитан: на великане бьет фонтан». - О ком эта загадка? На экране появляется изображение кита.
- Кит - это самое большое животное в мире. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо». - Как называют кита в сказках? 2. «Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет. Назови его дружок: рыбок друг - … (морской конек)»
Морской конек - небольшая рыбка. Он напоминает фигурку коня. – На кого похожа эта рыбка? - Расскажите про него. 3. «Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, вот и весь я - (осьминог)»
- Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. 4. «Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей. Ее боится даже кит, а безопасна - если спит. Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина?»
- Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Акулы охотятся на всех, даже на китов. 5. - Дети, кто еще живет в море? (Черепаха)
Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. - Как передвигается черепаха по земле? Как в воде? 6. «Глубоко на дне она, словно на небе видна, Но не светит и не греет, потому, что не умеет».
Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками. - Кого еще мы не назвали? (медуза, дельфин, краб и др.)
- Как мы можем назвать всех этих животных вместе? Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели. - Молодцы, с этим заданием справились. Физминутка «Рыбка рыбке говорила»
«Рыбка рыбке говорила. Плавничками шевелила: «Чтобы быть здоровой, гладкой, Будем делать мы зарядку. Хлоп направо, хлоп налево, Мы стройны, как королевы! Будем хвостиком вилять: Раз, два, три, четыре, пять! Два подскока, три хлопка, Головою два кивка». - Молодцы! А впереди у нас новые приключения. Наше путешествие продолжается. - Ребята, вот здесь у нас на плакате изображено морское дно. Давайте поселим сюда морских обитателей - чтобы в нашем подводном мире жили самые разные животные и рыбы. -А вы знаете, кто еще живет на дне морском?
Водоросли - это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли - это также основной источник пищи для них. - А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?
- Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите: «Где у нас находится морской конек? - Где находится морская звезда? - Где же спрятался осьминог? - Скажите, где у нас на картинке дельфин? - Молодцы! А где же живут все наши животные и рыбы? (Использую индивидуальные и хоровые ответы детей) Упражнение «Морской еж» с использованием тренажера Су –Джок. «Катится колючий ежик Нет ни головы, ни ножек, Он по пальчикам бежит И, пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, Мне щекотно, да-да-да. Уходи, колючий еж В океан, где ты живешь»
Рефлексия. - Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Мы вокруг себя покружимся, С волшебством подружимся, Раз, два, три в детский сад, Всех нас верни!» - Вот мы с вами и в детском саду. Итог: - Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? - Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось? - Какие вы молодцы, столько нового узнали о морских обитателях, и посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Мы повесим ее в наш уголок и будем рассматривать, чтобы не забыть, кто же живет на дне морском. |
Дети стоят в кругу вокруг воспитателя, берутся за руки и произносят слова приветствия.
Дети хлопают в ладоши. Дети топают ногами. Дети хлопают по щечкам. Дети вытягивают губы трубочкой и произносят слова «чмок-чмок-чмок» Дети щелкают языком по нёбу. Дети гладят себя по голове.
Отгадывают загадку по желанию. Смотрят на экран телевизора.
Стоят в кругу на паласе и произносят волшебные слова вместе с воспитателем.
Осматриваются вокруг, находят коробочку, а в ней записку и отдают ее воспитателю.
Дети соглашаются.
Дети рассаживаются на паласе, закрывают глаза и, покачиваясь в такт музыки, слушают аудиозапись шума моря. Участвуют в беседе с воспитателем.
Дети садятся на стулья, расставленные полукругом и участвуют в произвольной беседе с воспитателем.
Ребенок, отгадавший загадку, выбирает и выставляет на мольберте карточку с изображением кита. Слушают рассказ воспитателя о ките, рассматривая карточку.
Ребенок, отгадавший загадку, выбирает выставляет на мольберте карточку с изображением морского конька. Другой ребенок рассказывает о внешнем виде рыбки, смотря на экран.
Ребенок, отгадавший загадку, выставляет на мольберте карточку с изображением осьминога. Слушают рассказ воспитателя об осьминоге, рассматривая карточку.
Ребенок, отгадавший загадку, выставляет на мольберте карточку с изображением акулы. Слушают рассказ воспитателя об акуле, рассматривая карточку.
Дети находят изображение черепахи и выставляют на мольберте карточку с изображением черепахи.
Ребенок, отгадавший загадку, выставляет на мольберте карточку с изображением морской звезды. Слушают рассказ воспитателя о морской звезде, рассматривая карточку.
Находят карточки и по очереди рассказывают об этих животных.
Дети выходят на палас и выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети подходят к столам, рассматривают плакат с изображением морского дна, выбирают морского обитателя, рассказывают -кого они выбрали и приклеивают его.
Слушают рассказ воспитателя о растениях, приклеивают или дорисовывают их фломастерами, красками.
На деревья, на цветы, кустарники.
Между медузой и морской черепахой. На дне. Под камнем. Над морем.
В подводном мире, в море.
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом на паласе. Берут в руки тренажеры Су-Джок (маленькие колючие шарики) и катая его между ладошками, произносят слова стихотворения.
Подходят к воспитателю.
Произносят, кружась вокруг себя волшебные слова.
Участвуют в беседе с воспитателем.
|
Четко и внятно произносят слова разминки, выполняя движения по тексту.
Эмоционально и выразительно произносят слова.
Подбирают эпитеты к услышанным звукам: звуки моря, плеск волны, прибой, шум волны и т. д.
Правильно подбирают слова-определения: тихое, теплое, спокойное, холодное, прозрачное, штормовое, бурлящее…
Верно отгадывают загадки, определяют и лексически правильно называют морских жителей, соотнося название с карточкой: кит, морской конек, морская звезда и т.д.
Описывая внешний вид рыбки, говорят без напряжения, регулируя силу голоса.
Определяют морского животного по внешнему виду.
Называют средства передвижения животных, способ жизни и чем питаются морские обитатели.
Координируют речь с движениями, верно распределяют дыхание во время движения.
Аккуратно намазывают заготовку клеем и приклеивают на выбранное место.
Используют в активной речи слова, обозначающие названия морских животных: осьминог, кит, черепаха, морской конек и др.
Правильно произносят в речи предлоги «в», «на», «под», «между».
Четко произносят знакомый стихотворный текст, не сбиваясь с ритма.
Проговаривают слова в движении, не сбивая дыхания.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация используется воспитателем во время проведения занятия | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обитатели подводного царства