ОВЗ. Оргaнизационные формы помощи родителям
Опубликовано 03.12.2016 - 19:00 - Котовщикова Елена Александровна
Ребенок рaстет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитaтельная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на рaзвитие ребенка.
Зaдачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:
– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической рaботы педагогом используются следующие организационные формы: индивидуальнoе кoнсультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).
В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций
Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам
деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье
для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»
2 «Игра – это серьезно» Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»
3 «Научите меня говорить правильно» Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»
(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)
4 «Родительский университет» Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)
6 Наглядность «Уголок для родителей»:
– оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;
– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;
– оформление уголка «Мелкая моторика»
Октябрь
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»
2 «Игра – это серьезно» Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» «Научите меня говорить правильно» Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)
4 «Родительский университет» Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы
6 Наглядность – дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;
– оформление папки «Речевое дыхание»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Ноябрь
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»
2 «Игра – это серьезно» Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»
3 «Научите меня говорить правильно» Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»
4 «Родительский университет» Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом»
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»
6 Наглядность – оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;
– дополнение в папку «Речевое дыхание»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Декабрь
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья Беседа: «Немного о режиме»
2 «Игра – это серьезно» Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;
3 «Научите меня говорить правильно» Консультация: «Азбука общения с малышом»
обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»
4 «Родительский университет» Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)
6 Наглядность – Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»
– оформление стенда «Зимушка – зима»
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Январь
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»
2 «Игра – это серьезно» Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»
3 «Научите меня говорить правильно» Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей
4 «Родительский университет» Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин)
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Практическая работа: «Кормушка своими руками»
(дома с папой)
6 Наглядность – оформление ширмы «Игры для здоровья»;
– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Февраль
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»
2 «Игра – это серьезно» Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»
3 «Научите меня говорить правильно» Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)
4 «Родительский университет» Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность»
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки»)
6 Наглядность – изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– дополнение в папку «Игры для здоровья»;
– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»
3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Март
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»
2 «Игра – это серьезно» Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»
3 «Научите меня говорить правильно» Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом
4 «Родительский университет» Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)
6 Наглядность – оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»
– оформление стенда «Весна»
– обновление папки «Составляющие здоровья»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»
Апрель
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»
2 «Игра – это серьезно» Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»
3 «Научите меня говорить правильно» Консультация: «Взрослые и дети»
4 «Родительский университет» Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги
6 Наглядность – выставка детских книг, дидактических пособий, игр;
– дополнение в папку «Все о здоровье»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Май
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)
2 «Игра – это серьезно» Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)
3 «Научите меня говорить правильно» «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)
4 «Родительский университет» «Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Семейный кукольный театр: «Три медведя»
6 Наглядность – оформление стенда «Здравствуй, лето!»;
– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето
– выставка детских работ
4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.