Перспективный план обучения основам безопасности (обж и зож) в подготовительной группе 2016-2017 учебные годы.
СЕНТЯБРЬ
Дни безопасности | Тема, содержание | Цели и задачи | Литература |
1.« Ребёнок дома» | «Безопасность»
Моделирование ситуации «Один дома» | Закрепить у детей представления о предметах. Которые могут угрожать жизни людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.
Прививать чувство собственной безопасности, находясь дома. | «Как обеспечить безопасность дошкольника с 11-12.
|
2.«Ребёнок и улица» | Д/И «Говорящие знаки»
Индивидуальные беседы с родителями о поведении детей при передвижении по улице. | Закрепить знание дорожных знаков, их классификацию.
Обращать внимание родителей на безопасное поведение детей на улице. | Папка
|
3.«Здоровье ребёнка» | «Витамины и полезные продукты»
Д/У «Угадай фрукты по вкусу»
Ситуация «Я съел немытые овощи» | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека
Определять фрукты на вкус
Учить детей делать выводы и попытаться запомнить. |
«Безопасность» с 101.
|
4.«Эмоциональное благополучие» | «Взаимная забота и помощь в семье»
С/Р игра «Семья»
Пальчиковая игра «Дружба»
| Знакомство с семьёй как явлением общественной жизни Дать первые сведения о членах семьи их взаимоотношениях. Формирование чувства семейной защищённости.
Отражать в игре положительные взаимоотношения между партнёрами и умение вести диалог
Вызвать положительные эмоции от игры. Согласовывать слова и действия. | К.Ю Белая Формирование основ безопасности у дошкольников.
Картотека пальчиковых игр |
5.«Ребёнок среди людей» | «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?
Внешний вид может быть обманчивым.(Разбор ситуации из произведения «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях-царевна взяла отравленное яблоко….» | Помочь детям запомнить и твёрдо знать свой домашний адрес или номер телефона либо уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства.
Учить быть наблюдательным и осторожным. Извлекать уроки | Авдеева «Безопасность» с130
Чтение сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях» |
6.» Ребёнок и природа» | Беседа «Путь от хлеба до каравая»
Рассматривание альбома «Злаки»
Практическое упражнение «Серп» Показ серпа и как обращались с ним в старину | Знакомить детей с этапами выращивания хлеба
Закрепить и расширить знания детей о разных злаках
Углубить знания о безопасной работе с серпом сегодня. | .папка «Откуда хлеб пришёл»
Альбом «Злаки».
Инструмент-серп |
Октябрь
1.«Ребёнок дома» | Беседа «А у нас дома газ»
Чтение сказки «любопытный ветерок» | Закрепить знание детей о назначении газа и правилами использования . Закрепить знания детей о бытовом газе и правилах использования.
| Шорыгина Т.А «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» с16-21
|
2.«Ребёнок и улица» | Наблюдение за движением машин и работой водителя
Заучивание считалки «Стоп машина» | Закрепить знания о двустороннем движении, обратить на сигнализацию машин при поворотах и остановке перед пешеходным переходом при приближении к нему пешеходов.
Закрепить знание сигнала светофора в считалке и желание её применять. | Учебное пособие для педагогов доу по предупреждению дорожного травматизма у детей. С 101
Правила дорожного движения для детей с 42 |
3.«Здоровье ребёнка» | Беседа «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней»
Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | Воспитывать желание закаляться в любое время года.
Знакомство с элементарными приёмами точечного массажа.
Развивать двигательные навыки, слуховое внимание | Шорыгина Беседы о здоровье с29-31
Схемы
Подвижные игры в д.с |
4.«Эмоциональное благополучие» | «Ежели вы вежливы»
Чтение В. Осеева «Просто старушка»
Д/и «Что такое хорошо, и что такое плохо» | Закрепить знание о необходимости помогать пожилым людям, уступать место и т.п
Закрепить знания о добрых поступках и получать от них удовлетворение
Различать положительные и отрицательные поступки | конспект
Хрестоматия
Эмоции |
5.«Ребёнок среди людей» | «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Рисование «Мои друзья» | Развивать дружеские взаимоотношения, разъяснить понятие о дружбе.
Отражать в рисунке своё отношение, симпатии к другим детям | Авдеева Н.Н «Безопасность» с40
|
6.» Ребёнок и природа» | «Осторожно, ядовитые грибы и ягоды»
Игра «Съедобно-несъедобно»
Ситуация «ты потерялся в лесу» | Учить детей различать ядовитые грибы и ягоды.
Развивать слуховое внимание на различение съедобных и несъедобных грибов и ягод Учить детей искать выход из сложившейся проблемы | Шорыгина Т.А «Безопасные сказки» с107
Авдеева Н.Н «Безопасность» с83 |
НОЯБРЬ
1.«Ребёнок дома» | «Поплотнее кран закрой - осторожен, будь с водой»
Сказка «Наводнение в кукольном домике»
Игра «Хорошо-плохо» (вода) | Закрепить представление о воде её пользе и осторожном обращении с ней.
Закрепить знания детей о правилах обращения с водой.
Закрепить знания о свойствах воды | Шорыгина «Безопасные сказки» с.6
Шорыгина «Безопасные сказки» с 11.
|
2.«Ребёнок и улица» | «Опасные предметы на дороге»
Игровая ситуация «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы» | Дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стёкла. Это опасно для водителей и пешеходов
Закрепить правила поведения перехода через дорогу через игровую ситуацию.
Закрепить в игре знания о дорожных знаках и правилах дорожного движения. | конспект |
3.«Здоровье ребёнка» | «Здоровье и болезнь»
Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы у соседа»
Практическое упражнение Служба 03
«Сделай компьютер своим другом» | Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы
Закрепить знание детей о службе скорой медицинской помощи и как её вызвать
Познакомить детей о том, что компьютер может принести пользу и вред. Обезопасить детей от вредного воздействия | Авдеева Н.Н «Безопасность» с 97.
Козлова С.А «Мой организм»
Авдеева «Безопасность с64.
Шорыгина Т.А «Беседы о здоровье» с31
|
4.«Эмоциональное благополучие» | «Как и зачем люди отдыхают
Релаксационное упражнение « Птицы в лесу»
Практическое упражнение «Подарок другу» | Дать понятие о пользе отдыха.
Помочь детям расслабиться под музыкальное сопровождение «Птицы»
Вызвать желание детей сделать приятное другу и порадовать его этим. | Козлова С.А «Мой организм» с17.
Запись на диске |
5.«Ребёнок среди людей» | «Встреча с незнакомцем»
Стихотворение «Как вести себя с незнакомцем»
Сказка «Лиса в заячьей шкуре» | Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Запомнить правила безопасного поведения
Усвоение правил поведения через сказку | Шорыгина Т.А «Безопасные сказки» с 76-83 |
6.» Ребёнок и природа» | «Взаимосвязь и взаимодействие в природе»
Стихотворение «Весенняя прогулка» | Развивать у детей понимание того, что планета Земля- наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек- часть природы; Что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов. Почвы и воздушной среды.
Получить ответ на вопрос «Хорошо ли сделали девочки, оставив после себя мусор на опушке? |
Авдеева Н.Н «Безопасность» с70.72 |
ДЕКАБРЬ
1.«Ребёнок дома» | «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»
Чтение сказки «Снежинка»
Рисование «Новогодние игрушки» | Закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника
Помочь детям через сказку запомнить правила пожарной безопасности
Учить объяснять назначение разных игрушек, уточнить знания о огнеопасных новогодних украшениях |
Шорыгина «О правилах пожарной безопасности» с 24.26 |
2.«Ребёнок и улица» | Беседа «Зимние дороги»
Игровая ситуация «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу.»
| Познакомить с явлениями природы «Гололёд», «снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах
Учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги(перекрёстки, повороты) и дорожные знаки. |
|
3.«Здоровье ребёнка» | Практическое упражнение «Правила поведения при гололёде»
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»
Беседа «Чем отличается зрение животных и человека»
| Закрепить понятие «гололёд» и «гололедица» Объяснить разницу. Научить, как можно избежать травм и ушибов.
Учить детей быстро вызывать скорую помощь «больному» и умение вести диалог с диспетчером.
Показать роль зрения в жизни животных и человека. Подчеркнуть разницу органов зрения человека и некоторых представителей животного мира. |
С.А Козлова «Мой организм» с 52-53.
|
4.«Эмоциональное благополучие» | Упражнения «Добрая кошка», «Сердитая кошка»
д\и «Зоопарк настроений
| Учить расслаблять и напрягать мышцы тела, умение работать в коллективе. | Т.Г Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» с 156-157.
Дидактическая игра |
5.«Ребёнок среди людей» | Разыгрывание сценок (ситуация 1, 2) | Практическое усвоение правил поведения с незнакомыми людьми | Картотека карточка№ 6.3.7. |
6.» Ребёнок и природа» | Правила поведения при общении с животными | Воспитывать у детей любовь к животным. Разъяснить о мерах предосторожности при встрече с чужими и дикими животными. | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников с56-58. |
ЯНВАРЬ
1.«Ребёнок дома» | «Пожарный-герой ,он с огнём вступает в бой
Чтение сказки «Как Тимоша царевну спас»
Игра «Костёр» | Знакомство с профессией пожарного. Показать опасность профессии. Закрепить номер 01-пожарной службы. Учить детей анализировать и делать выводы после чтения произведения. Развивать слуховое внимание, ловкость и быстроту. |
Т.А .Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» с 12, 15
Картотека. Карточка6.1.5. |
2.«Ребёнок и улица» | Загадки о транспорте
Наблюдение на прогулке за машинами, которые едут по улице посёлка» | Развивать логическое мышление. Закрепить знание разных видов транспорта
Закрепить назначение разных машин и правил езды шофёра. | Картотека карточка№ 6.2.1. |
3.«Здоровье ребёнка» | Беседа «Зимние игры и забавы»
Упражнение «Что всегда должно быть в домашней аптечке»
| Прививать интерес к зимним играм и забавам. Дать знания о безопасном поведении во время игр и их соблюдении.
Дать знания о препаратах, помогающих оказать первую помощь в опасных для здоровья ситуациях» | Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье»
О.В Соколова «Правила поведения в опасных ситуациях» с 61
|
4.«Эмоциональное благополучие» | Упражнение «Сотворение чуда»
Волшебная музыка
| Развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей
Релаксация под звуки природы | Картотека игр направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками.
Музыкальное сопровождение |
5.«Ребёнок среди людей» | Чтение М Тамбовцева-Широкова «Находчивый Дима»
Проблемная ситуация «Кому нужно уступить место в автобусе» | Продолжать учить детей навыкам общения с незнакомыми людьми, умение владеть ситуацией.
Закрепить правила поведения в общественном транспорте. | Карточка № 6.3.5. |
6.» Ребёнок и природа» | Беседа «Покормите птиц зимой» | Воспитывать любовь и желание заботиться о зимующих птицах |
|
ФЕВРАЛЬ
1.«Ребёнок дома» | Беседа «Пожар в квартире» (прыганье на ступеньке, катание на перилах)
Чтение «Отважные огнеборцы»
| Знакомство с причинами возникновения пожара и как реагировать в данной ситуации
Воспитывать уважение к профессии пожарного.
| Т.А Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» с18.
Карточка № 6.1.42. |
2.«Ребёнок и улица» | Дорожно-транспортная викторина
Игра «Перевези пассажиров» | Закрепление знаний о правилах дорожного движения
Развивать интерес к играм-соревнованиям. Действовать по сигналу. | Карточка 6.2.31-32.
Карточка 6.2.62. |
3.«Здоровье ребёнка» | «Здоровая пища»
Опыт «Отгадай продукт» | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Определять пищу на вкус. | Авдеева Н.Н «Безопасность» с104, тема 30
С.А. Козлова «Мой организм» с 79 опыт 9 |
4.«Эмоциональное благополучие» | «Помоги себе сам»
Упражнение «Скажи приятное соседу» | Дать детям знания о смене настроения человека и, как и оно отражается на здоровье людей. Знакомство с некоторыми приёмами АТ (аутогенной тренировки) Создать положительные эмоции и желание порадовать друг друга.
| Кряжева Н.Л «Мир детских эмоций детей 5-7 лет с94
|
5.«Ребёнок среди людей» | д\игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Ситуация «Встреча с другом» | Учить оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему Моделирование ситуации. |
|
6.» Ребёнок и природа» | Уборка мусора на участке | Воспитывать желание наводить порядок на участке после игр. |
|
МАРТ
1.«Ребёнок дома» | Беседа «Ящик с инструментами»
д\ и «Опасно-неопасно»
| Закрепить навыки безопасного обращения с инструментами. Учить отличать опасные жизненные ситуации от неопасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи. | Т.А. Шорыгина «Безопасные сказки» с39
Картотека №6.4.5. |
2.«Ребёнок и улица» | Стихотворение «Регулировщик»
п\и « Цветные автомобили» | Воспитывать уважение к труду работников ДПС
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения через « вождение автомобилей»
| Карточка 6.2.45.
Карточка № 6.2.74.
|
3.«Здоровье ребёнка» | Беседа «Пришла весна-ребятишкам не до сна»
Упражнение «Тепло-холодно» | Знакомить о том как не простудиться весной и заботиться о своём здоровье.
Упражняться в напряжении и расслаблении тела | Шорыгина Т.А «Беседы о здоровье» с42.
Чистякова психогимнастика . |
4.«Эмоциональное благополучие» | Упражнение «Как можно пожалеть уставшую маму»
Изготовление подарков мамам и бабушкам | Воспитывать добрые чувства и желание посочувствовать
Выразить свою любовь к родителям в изготовлении подарка
|
|
5.«Ребёнок среди людей» | «Правила поведения в группе
Упражнение «Как ты поступишь?
Индивидуальные беседы с детьми «Как я помогаю маме»
| Научить детей правильно себя вести в группе, среди сверстников
Закрепить на практике правила поведения с незнакомыми людьми Воспитывать желание помогать дома маме. |
Карточка6.3.21. |
6.» Ребёнок и природа» | Беседа «животные севера, занесённые в красную книгу»
Лепка «Животное севера» | Довести до детей знания о природоохранительной деятельности
Воспитание любви к животным | » |
АПРЕЛЬ
1.«Ребёнок дома» | «Я знаю что можно, а что нельзя, если остался дома один»
Игровая ситуация «В доме появился аквариум с рыбками» | Закрепить знания детей об опасных предметах дома, которыми нельзя пользоваться детям.
Отражать в беседе знания о правилах ухода за рыбками и безопасном поведении. |
|
2.«Ребёнок и улица» | Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа»
Экскурсия по улицам посёлка. | Уточнить знания детей о том, что можно обратиться за помощью в полицию
Закрепить правила поведения на экскурсиях при передвижении по улице.
|
|
3.«Здоровье ребёнка» | «Доктор на подоконнике»
Д\и «Где мы растём»
Этюд «Космос»
«Что такое аллергия»
Дыхательное упражнение «Красивый цветок» | Формировать знания детей о лекарственных растениях, которые растут дома на подоконнике (герань, каланхоэ, столетник и.т.д) Развивать познавательную активность.
Отражать в игре знания детей о месте произрастания тех или иных растений.
Учить детей управлять своим телом (тело в невесомости)
Познакомить детей с проявлениями аллергии и как реагировать если появились её признаки .
Регуляция дыхания | конспект.
Конспект
Конспект
Карепова Т.Г Формирование здорового образа жизни у дошкольников с 157. |
4.«Эмоциональное благополучие» | «Будем дружить»
Упражнение «Комплименты»
Игра «Поводырь»
| Учить детей дружеским взаимодействиям: не ссориться, уступать, договариваться.
Сплочение группы, создание благоприятного эмоционального комфорта
Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
| Жукова Р.А «Игра как средство социально-эмоционального развития с 64.
Карточка № 6,3,19.
|
5.«Ребёнок среди людей» | д\и «К нам приехал иностранец»
| Учить детей изъясняться без слов, используя жесты, мимику.
| Клюева «Учим детей общению»
|
6.» Ребёнок и природа» | «У водоёма»
Знакомство с Красной книгой
Беседа о нашей планете земля | Знакомство с правилами поведения у водоёма
Показать и объяснить что такое Красная книга и для чего она нужна
Дать представление о нашей планете среди других планет, о жизни на планете, о необходимости её беречь и охранять | Шорыгина Т.А «Беседы об основах безопасности с детьми с64.
Красная книга
Детям о космосе |
МАЙ
1.«Ребёнок дома» | Игровая ситуация «Если в квартире много дыма»
Ситуация «Если в раздевалке детского сада ты увидел незнакомый предмет» | Учить детей правилам поведения при задымлении.
Учить детей реагировать на незнакомые предметы и сообщать взрослым. | Авдеева Безопасность с 63. |
2.«Ребёнок и улица» | Практическое упражнение «Как я могу дойти до дома, выйдя из детского сада»
Катание на велосипеде | Закрепить знание домашнего адреса и умение рассказать последовательно о передвижении, начиная от калитки детского сада.
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании на велосипеде .Научить правилам поведения в таких ситуациях. |
Авдеева Н.Н «безопасность» с124 |
3.«Здоровье ребёнка» | «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
«Правила первой помощи»
«Летние виды спорта» | Дать знания о пользе закаливающих процедур и соблюдении правил безопасности.
В игровой ситуации показать правила оказания первой помощи, довести до понимания ребёнка, что каждый человек должен оказывать первую помощь. . Знакомство с летними видами спорта | Авдеева Н.Н «Безопасность с 108.
Белая К.Ю Формирование основ безопасности у дошкольников с37.
Шорыгина Т.А Спортивные сказки с25. |
4.«Эмоциональное благополучие» | «Учимся общаться друг с другом»
Упражнение «Поводырь»
Рисование «Я в школе»
| Продолжать учить детей общаться друг с другом;Учить передавать чувства через ласковые слова. Учить сопереживать другим
Развитие чувства ответственности, доверительного отношения друг к другу
Отражать в рисунке своё отношение к школе и желание стать школьником.
| Жукова Р.А «Игра-как средство социально-эмоционального развития» с 66.
Клюева Н.В «Учим детей общению» с 50. |
5.«Ребёнок среди людей» | Акция «Память»
Этюд «Новичок» | Дать детям элементарные знания о дне Победы и помнить об этом дне.
Развитие умения передавать чувства с помощью жестов, мимики, движений (ребёнок пришел в незнакомый класс или в другую школу)
| Экскурсия к памятнику «Скорбящие вдовы» и возложение цветов.
Клюева Н.В «Учим детей общению» |
6.» Ребёнок и природа» | «Насекомые польза или вред»
Практические упражнения «Защитимся от клещей» | Дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Воспитывать чувство самосохранения.
Познакомить с местами обитания клещей, об опасности встречи с ними, о способах защиты от клещей и правилах поведения на природе.
| Шорыгина Т.А Насекомые. |