Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста.
Синицына Л.В. воспитатель
Поиски новых подходов к познавательному развитию дошкольников приобрели особую актуальность на современном этапе. Практика показывает, что пути формирования способов выражения, это путь выполнения детьми заданий поискового характера. Особенностью поисковой деятельности является детское экспериментирование. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский: «Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными».
Учитывая, что экспериментирование интересный вид деятельности, дающий так много в плане познавательного развития детей, педагоги нашего детского сада стали использовать его в систематизации детских представлений о предмет и явлениях живой и неживой природы. Проблема состоит в том, что знания детей о предметах живой и неживой природы разрознены, хаотичны и беспорядочны.
Мы поставили перед собой цель: Создание условий для формирования у детей реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания средствами физического эксперимента. Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы, сравнения, устанавливать причинно - следственные связи.
Из этой цели вытекают задачи:
1.Расширять представления у детей о физических свойствах окружающего мира.
2.Знакомить с различными свойствами веществ: плавучесть, растворимость, сыпучесть.
3.Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное притяжение, отражение света.
4.Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
5.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Работая над темой детского экспериментирования, мы использовали следующую технологию:
1.Возникновение и поддерживание интереса к явлениям живой и неживой природы.
2.Манипулирование с проведением опытов и экспериментов.
3.Использование полученных знаний в повседневной жизни.
Работа в ДОУ с детьми по опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в следующих формах:
1.Нерегламентированная деятельность.
2.Специально-организованные занятия.
3.Клубная работа.
Известный психолог П. П. Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
В первую очередь в группах старшего дошкольного возраста оборудованы зоны опытно-экспериментальной деятельности, где собраны необходимые предметы для занятий, много детских игр и дидактических пособий, которые позволяют экспериментировать. Большую часть, из которых мы изготовили сами: «Из чего сделан предмет», «Цветной волчок», «Ветерки», «Водяное колесо». Например, дидактическое пособие «Водяное колесо» знакомит детей со свойствами воды, позволяет видеть, как велика роль воды в жизнедеятельности человека, энергия падения воды приводит в движение колесо.
Педагогами была разработана примерная тематика опытов для детей старшего дошкольного возраста (выдержка по 4 темам).
Для детей 5 -6 лет |
|
воздух | |
1.как можно его увидеть и почувствовать ? |
|
2.Можно ли поймать воздух? |
|
|
|
вода | |
1.Чем пахнет вода ? |
|
2.Есть ли у воды вкус ? |
|
3.Испарение воды. |
|
4.Превращения воды. |
|
5.Растворимость воды. |
|
магнетизм | |
1.Рыбалка |
|
2. |
|
3.Волшебный шары |
|
почва | |
1.Растворимость в воде |
|
2.Есть ли в почве воздух |
|
Совместно с детьми ведем «Журнал опытов», в котором фиксируем наиболее интересные опыты и эксперименты. Ведь опыты – это одна из форм развития познавательной активности.
Существует множество опытов на обнаружение воздуха, как можно его увидеть и почувствовать. Мы проводим с детьми ряд опытов: Мы дышим воздухом – в емкость с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки; Можно ли поймать воздух? Сколько весит воздух? Что происходит с воздухом при нагревании? Давление воздуха. Из чего состоит воздух? Растения тоже дышат. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, незаметный. Воздух для дыхания нужен всем живым существам: человеку, животным, растениям.
На примере воды знакомим детей со свойствами жидкости. Дети узнают о свойствах воды: кому она нужна для жизни, как человек использует воду, как вода работает на человека. Проводим с детьми следующие эксперименты: «Тонет, не тонет» - в ванночку с водой опускаем различные по весу предметы; «Растворимость веществ» - не все вещества растворяются в воде. «Есть ли запахи у воды»; «Фильтруем воду» - опыт по очистке грязной воды; «Водяное колесо» - струя воды , падаю на колесо , приводит его в движение.
Опыты с магнитом знакомят детей с физическими явлениями как магнитное притяжение. Мы провели ряд опытов: «Магнитные шары» - дети натирают воздушные шары варежкой, подносят к кусочкам бумаги, и бумага притягивается к шарам, подносят к стене, и шары притягиваются к стене; «Рыбалка», «Достань скрепку не намочив руки» - дети с помощью магнита вынимают скрепку из банки; «Сложи фигуру»; «Спрячь магнит и подними металлическую пластину» - дети заворачивают магнит в ткань, бумагу, фольгу, полиэтилен пытаются поднять пластину.
Важным фактором развития опытно – экспериментальной деятельности являются прогулки, ведь на них проводятся не только заранее запланированные опыты, но и те, которые предлагают сами дети. Проводим опыты по обнаружению ветра его силы и направления, используем «Ветерки», которые изготовили совместно с детьми. Ведем наблюдения за измерением высоты снежного покрова, фиксируем результаты, сравниваем, где снежный покров выше, с чем это связано.
Специально – организованные занятия являются неотъемлемой частью опытно- экспериментальной деятельности. Мы проводим с детьми серию занятий по ознакомлению со свойствами веществ, с магнитам, воздухом, водой.
В результате опытно экспериментальной деятельности происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза. Необходимость рассказать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Положительное влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей , на формирование трудовых навыков за счет повышения общего уровня умственных способностей.
- Мне нравится (1)
Комментарии
приглашаю на свою страничку!
приглашаю на свою страничку!