Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение Аксайкого района Детский сад «Ромашка» Воспитатель Бычкова Лариса Васильевна «Влияние сказки на формирование образной речи детей среднего возраста.»
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное
Учреждение Аксайкого района
Детский сад «Ромашка»
Воспитатель Бычкова Лариса Васильевна
«Влияние сказки на формирование образной речи детей среднего возраста.»
Образная речь является частью культуры речи в широком смысле этого понимания. Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. Под культурой речи понимается соблюдение литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства. Формирование умения выражать свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, желания, потребности являются необходимой предпосылкой не только взаимопонимание между ребенком и окружающими, но и успеха будущего школьного образования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основы литературного языка в такой степени, чтобы перед началом школьного обучения он мог связанно и в целом грамматически правильно и понятно общаться с детьми и взрослыми.
В период дошкольного детства у ребенка надо расширять его словарный запас, закреплять правильное произношение и ясную дикцию. Совершенствовать грамматический строй речи и развивать представления о грамматическом строе языка. В формировании образной речи важное место принадлежит народному творчеству – фольклору, особенно сказке. Огромное значение сказки – влияние на культуру языка детей. Присущая сказкам необычная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют выдвигать сказки как фактор культуры первенствующего значения. Сказка помогает ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка.
Чтобы повысить уровень образной речи детей был составлен перспективный план, который предусматривает специально - организационную и совместную деятельность по трем направления.
1 Работа по введению эпитетов, как средство образной лексики.
Цель: расширить представления о характерных особенностях сказочных персонажей и активизация в речи слов эпитетов их характеризующих.
2 Работа по введению слов - антонимов, как средство образной лексики.
Цель: развивать у детей умение разбираться в действиях поступках сказочных персонажей и обозначить их словами антонимами. 3Работа по введению в речь словосложения, как средства грамматической образности.
Цель: развивать у детей чутье к осознанию языковых явлений, сказочных названий персонажей, которые дополняют их характеристику.
Так проводя работу по первому направлению, мы помогаем детям лучше разобраться в поступках, мыслях и чувствах сказочных персонажей. Это приводит к точным характеристикам этих персонажей и их проговариванию, т.е. введению в речи слов – эпитетов.
Работа по второму направлению проходит в тесной связи- с первым. В процессе анализа литературных факторов, мы акцентировали внимание детей на контрастных качествах персонажей, что входит в речь как слова - антонимы. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» лиса оказалась «умной», а медвежата – глупенькими малышами, которых «легко обмануть». Эта сказка еще раз уточняет понятие о словах-антонимах.
Работа по третьему направлению осуществляется по ходу ознакомления с персонажами. Самый распространенный образ, который встречается в сказках, является лиса. Помимо анализа сказочных персонажей, мы обращаем внимание детей на то, что клички, которыми называют персонажей им подходят, к их действиям, внешнему виду. Например «Как можно назвать лису?» - «хитрая плутовка, коварная обманщица. Так в процессе работы по ознакомлению детей средней группы со сказкам, мы стараемся обогатить речь детей словами-эпитетами, словами-антонимами, словами словосложениями, как показателями лексической ,грамматической, образной речи.
Список литературы.
1 Большова Г.В. Учимся по сказке. 2000 с 145
2Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой 2008 с 287
3Ушакова О.С. Развитие речи и творчества 2008 с 176
4 Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников 2005
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное
Учреждение Аксайкого района
Детский сад «Ромашка»
Воспитатель Бычкова Лариса Васильевна