Формирование исследовательских умений дошкольников
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Одним из эффективных средств развития поисково-познавательной деятельности является кладоискание .
Технология кладоискания представляет собой:1) клад, найденный самими детьми (камни ,палочки, ракушки и другое). 2) специально организованная деятельность по кладоисканию.
1.На участке мы детьми нашли клад. Это были зарытые в земле камни. Для ребят это была уникальная находка.Мы начали рассматривать эти камни. Вначале мы разделили их на две группы ( крупные и мелкие). Затем рассмотрели их цвет. Для того чтобы узнать сколько камешков получилось в каждой группе мы поиграли в игру «Посчитай камни» (сенсорное развитие).
Знакомство детей с полезными ископаемыми, просто камнями, найденными на участке детского сада, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей. Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам
2.Технология проведения подразумевает создание проблемной ситуации , заранее продуманного маршрута для того , чтобы спрятать клад (письмо, карта).Затем дети ищут пути решения данной ситуации.
Рассмотрим тему недели: «Камни».
Проблемная ситуация: на участке детского сада дети нашли клад –это были камни.
Цель : создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников ,для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи : Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира; Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.
Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.
Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам .
Игровая деятельность:
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук:
«Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь»,
«Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону».
Настольно-печатные игры:
«Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней).
Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», « Мы- шахтеры».
«Добыча полезных ископаемых».
Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».
Познавательное развитие:
Цикл тематических занятий на тему: « «Камни- это интересно», «Что такое полезные ископаемые и как их добывают», «Знакомьтесь-аммониты», «Симбирцит- камень, который приносит удачу», « Камни, которые пишут», «Вулканические камни», « Камни, рожденные морем».
«Значение камней и их польза для людей», «Наш цемзавод».
Изготовление и оформление экспозиций мини-музея «Загадочный мир камня».
Знакомство с профессиями родителей: каменщик, экскаваторщик в карьере (приглашены с выступлениями в группе).
Создание альбомов «Мир камней», «Камни из которых строят», «Камни, которые лечат»
Сбор коллекции камней. Рассматривание коллекций камней.
Исследовательская деятельность:
Опыты с камнями:
Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?.
Рассматривание камней через лупу -Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д
Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня (ТРИЗ), «Если б я стал камнем».
«Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня.
Речевое развитие:
Создание и иллюстрирование альбома «Сказания о камнях».
Видеофильмы и диафильмы: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»,«Серебряное копытце»;
Чтение книги «Приключения Мелочка »-авторская книга Романовой .В.Н .г. Новоульяновск ;
Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»
Продуктивная деятельность:
Изо-деятельность: «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу) , рисование камешком на песке,
рисование сюжета на камне, рисование песком,солью,
мелками на асфальте, простыми карандашами.
Составление панно и коллажа из камней.
Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа».
Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты».
Оформление мини -энциклопедии “Мир камней” для детей- дошкольников.
Изготовление поделок из природного камня «Что из чего?»
Изготовление настольных игр с использованием камней «Крестики-нолики»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_issledovatelskih_umeniy_doshkolnikov_odna_iz_vazhneyshih_zadach_so.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Одним из эффективных средств развития поисково-познавательной деятельности является кладоискание .
Технология кладоискания представляет собой:1) клад, найденный самими детьми (камни ,палочки, ракушки и другое). 2) специально организованная деятельность по кладоисканию.
1.На участке мы детьми нашли клад. Это были зарытые в земле камни. Для ребят это была уникальная находка.Мы начали рассматривать эти камни. Вначале мы разделили их на две группы ( крупные и мелкие). Затем рассмотрели их цвет. Для того чтобы узнать сколько камешков получилось в каждой группе мы поиграли в игру «Посчитай камни» (сенсорное развитие).
Знакомство детей с полезными ископаемыми, просто камнями, найденными на участке детского сада, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей. Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам
2.Технология проведения подразумевает создание проблемной ситуации , заранее продуманного маршрута для того , чтобы спрятать клад (письмо, карта).Затем дети ищут пути решения данной ситуации.
Рассмотрим тему недели: «Камни».
Проблемная ситуация: на участке детского сада дети нашли клад –это были камни.
Цель : создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников ,для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи : Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира; Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.
Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.
Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам .
Игровая деятельность:
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук:
«Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь»,
«Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону».
Настольно-печатные игры:
«Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней).
Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», « Мы- шахтеры».
«Добыча полезных ископаемых».
Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».
Познавательное развитие:
Цикл тематических занятий на тему: « «Камни- это интересно», «Что такое полезные ископаемые и как их добывают», «Знакомьтесь-аммониты», «Симбирцит- камень, который приносит удачу», « Камни, которые пишут», «Вулканические камни», « Камни, рожденные морем».
«Значение камней и их польза для людей», «Наш цемзавод».
Изготовление и оформление экспозиций мини-музея «Загадочный мир камня».
Знакомство с профессиями родителей: каменщик, экскаваторщик в карьере (приглашены с выступлениями в группе).
Создание альбомов «Мир камней», «Камни из которых строят», «Камни, которые лечат»
Сбор коллекции камней. Рассматривание коллекций камней.
Исследовательская деятельность:
Опыты с камнями:
Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?.
Рассматривание камней через лупу -Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д
Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня (ТРИЗ), «Если б я стал камнем».
«Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня.
Речевое развитие:
Создание и иллюстрирование альбома «Сказания о камнях».
Видеофильмы и диафильмы: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»,«Серебряное копытце»;
Чтение книги «Приключения Мелочка »-авторская книга Романовой .В.Н .г. Новоульяновск ;
Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»
Продуктивная деятельность:
Изо-деятельность: «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу) , рисование камешком на песке,
рисование сюжета на камне, рисование песком,солью,
мелками на асфальте, простыми карандашами.
Составление панно и коллажа из камней.
Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа».
Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты».
Оформление мини -энциклопедии “Мир камней” для детей- дошкольников.
Изготовление поделок из природного камня «Что из чего?»
Изготовление настольных игр с использованием камней «Крестики-нолики»,
- Мне нравится (4)