Самопрезентация на конкурс
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Меня зовут Гимельберг Анна Валерьевна. Я представляю Д/с № 445.
СЛАЙД 2
В моей группе проводится работа в рамках ФГОС по 5 образовательным областям.
СЛАЙД 3
Мы с детьми активно участвуем в фестивалях и конкурсах разного уровня. Вот наши достижения.
Моя презентация состоит из двух частей: теоретической (описание методик, которые я использую) и практической (непосредственной их реализации).
В сфере моих интересов культурологические аспекты образования и варианты их использования в работе с дошкольниками, поэтому тему моей работы я сформулировала так:
СЛАЙД 4
«Интеграция образовательных областей путем использования продукта художественного творчества».
СЛАЙД 5
Это направление мне интересно потому, что работа с продуктом художественного творчества позволяет решить ряд педагогических задач:
1. Оптимизация.
2. Интеграция.
3. Практическая ориентация.
4. Формирование эмоционально-ценностного компонента.
СЛАЙД 6
Ребенок как субъект деятельности, в свою очередь, получает возможность развиваться в соответствии со своими возможностями и потребностями, корректировать свое поведение и психологическое состояние.
СЛАЙД 7
Идея создания такой системы работы основывается на методике работы с текстом на уроках русского языка в школе, а также на технологии культурологического подхода в школьном образовании «Образ и мысль» под ред. Ванюшкиной и двуполушарном подходе, предлагаемом программой «Диалог» под ред. Соболевой.
СЛАЙД 8
Эти методики сочетают в себе инновационные методы и подходы развития аналитических компетенций детей, личностно-ориентированные, диалогические технологии, технологии проблемного обучения. Работа по данным методикам проводится педагогами Второй Новосибирской Гимназии, ее продуктивность отмечается учителями начальной школы. Принципы этих программ вы видите на слайде.
СЛАЙД 9
Как я уже сказала ранее, эти программы предназначены для школьников, поэтому требуют адаптации для детей дошкольного возраста. Адаптация проводится мной в основном через изменение формы деятельности на близкую и понятную детям – игру.
Теперь к практике. Работу над каждым продуктом художественной деятельности я условно разделила на этапы. Их последовательность может варьироваться в зависимости от формы произведения, от задач, которые я как педагог ставлю перед собой и детьми, и от хода мыслей детей.
Рассмотрим, как работает система на примере анализа картины Ильи Остроухова «Золотая осень».
СЛАЙД 10
Этап первый «Введение в художественный дискурс».
Название моей группы, «Сказка», выбрано не случайно. Любая наша работа – маленькое путешествие в волшебную страну. Вперед…
- Что привлекает тебя в этой картине? АУДИО 1
- Знаешь, это не просто картина, а ворота в волшебную страну. Давай проверим.
Вот так мы начинаем работу по картине. Мы, взрослые, восхищаемся предметом искусства потому, что так принято. А ребенку достаточно того, что предмет ему просто нравится. И на вопрос о том, почему ему нравится, он отвечает: АУДИО 2.
Любое открытие начинается с удивления, восхищение чем-либо. Поэтому моя первостепенная задача – в игровой форме преподнести шедевр мировой художественной культуры. Прикосновение к чуду – вот основной мотив деятельности моих детей.
СЛАЙД 11
Второй этап «Путешествие в картину».
Основная задача – выбрать угол зрения на картину и очутиться в ней. Как? – Пусть подскажут дети. АУДИО 3 - вот лишь немногие средства передвижения в художественную реальность. И вот теперь мы – это не мы. А кто мы? Пусть каждый выберет сам. АУДИО 4 Вне зависимости от выбранной ребенком роли, у него будет свой особенный взгляд на картину изнутри. Понять эмоцию произведения, почти физически почувствовать запахи и звуки – что это дает детям и мне? Развитие воображения, развитие навыков рефлексии и саморегуляции. Для более полного погружения в картину нам помогут средства ИКТ, аудиозаписи звуков природы или улицы, элементы декора группы – все, что есть под рукой. И самое главное – само полотно.
СЛАЙД 12
Третий этап представляет собой первичную рефлексию и беседу на тему «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что чувствую?». АУДИО 5. Этот этап направлен на развитие речевых и социально-коммуникативных компетенций. Очень важно, чтобы высказаться смог каждый. И на данном этапе происходит интеграция образовательных областей – через использования продукта художественного творчества.
СЛАЙД 13
После описания явления появляется необходимость объяснить, почему оно произошло. АУДИО 6
Если у детей нет готового ответа, своими вопросами я побуждаю их к поисково-исследовательской деятельности. Как, например, в случае с представленной картиной. Дети столкнулись с вопросом, почему же все-таки опадают листья. Нам в целях ответа на этот вопрос пришлось совершить ряд действий, направленных на развитие познавательной активности детей, а также подключить к решению данного вопроса родителей.
СЛАЙД 14
Осуществление следующего этапа затруднительно без консультаций музыкального и физкультурного работников, логопеда, поскольку требует наличия картотек физических, пластических, дыхательных упражнений, которые можно было бы использовать при интеграции физического компонента в работу.
СЛАЙД 15
Одно из упражнений, любимое моими детьми – «зеркало». Грустно этому дереву, не верит оно в свою красоту, как бы ему увидеть ее? Давай поставим зеркало! Смог бы ты стать отражением этого дерева, чтобы оно поверило в свою красоту и стало еще краше? И дети с удовольствием играют в отражения. Это упражнение имеет еще и очень важный психологический эффект в решении проблемы физических и эмоциональных зажимов.
СЛАЙД 16
Продуктивная деятельность может происходить на любом этапе нашей работы и так же в игровой форме. Чем бы вы дополнили эту картину? Дети предлагают свои варианты, каждый выбирает то, что ему хочется изобразить. Деревья, птицы, персонаж - ребенок рисует самостоятельно или же с привлечением поэтапной инструкции, методику использования которой я заимствовала у Епанчинцевой С.С. Свой рисунок ребенок может дополнять чем угодно. Один из моих воспитанников, например, изобразил колобка, заявив, что картина Остроухова – иллюстрация к данной сказке.
В результате такой работы мы можем получить следующие итоги
СЛАЙД 17
Увеличение активности детей в области познания, развитие творческой и речевой активности, формирование интереса к продуктам художественного творчества. Родители с удовольствием включаются в наши игры с образами и способствуют пополнению ПРС группы музыкальными и иными произведениями.
СЛАЙД 18
Этот принцип построения образовательного дискурса был положен в основу проекта «Осень в музыке, литературе и живописи». Ознакомиться с ним можно на моей страничке в интернете. Стоит отметить, что любой продукт художественного творчества может стать основой для проекта, поскольку решение образовательных задач оставляет ряд открытых проблемных вопросов. Это еще раз доказывает способность такой формы работы интегрировать в себе ряд образовательных областей.
СЛАЙД 19
Большое значение в плане повышения интереса к чтению, книгам и культурному наследию имеет регулярное посещение библиотеки. Дети моей группы с удовольствием приходят на экскурсии в библиотеку им Гайдара и в библиотеку им Пушкина, родители многих из них завели там абонементы.
СЛАЙД 20
Музыка – самый абстрактный вид искусства. Поэтому когда мы слушаем музыкальное произведение, мы играем в переводчиков. Мы представляем, что с нами разговаривает инопланетянин, например, а мы стараемся понять его речь. «Вжиться» в музыкальное повествование нам помогут пластические упражнения.
СЛАЙД 21
В конце хотелось бы добавить следующее. Сейчас в обществе сложилась тенденция, когда родители и дети редко посещают выставки, музеи, консерваторию. Данная форма работы позволяет эту тенденцию купировать, представляя моим воспитанникам и их семьям альтернативу, приобщая родителей и детей к художественному и литературному достоянию нашей страны.