Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Статья на тему:
«Развитие –вокальных способностей детей
Старшего-дошкольного возраста.
В этой статье мы рассмотрим эту тему с разных сторон по нескольким этапам формирование развитие вокальных способностей у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Развитие –вокальных способностей детей
Старшего-дошкольного возраста.
В этой статье мы рассмотрим эту тему с разных сторон по нескольким этапам формирование развитие вокальных способностей у детей.
- Кратких вводный курс – какую важную роль играет старший дошкольный возраст ребенка к двигательному развитию и творческим способностям?
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются творческие способности к пению и танцам. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звук высотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
К шести годам Ваш ребенок обычно уже имеет собственное представление о красоте. На цыпочках он входит в мир прекрасного: музеев, театров, филармоний. Он с удовольствием прослушивает детские пластинки, заучивает песни и начинает понимать классическую музыку. Малыш не просто любит театр, а сам пытается сыграть роль в этой пьесе, обычно перевоплощаясь без усилий. Заслуженным актером ваш ребенок может стать, постигая ролевые игры. Но если ему было раньше безразлично, какую роль он взял на себя в окружающим его мире, теперь он хочет только положительную во всем что его окружает вниманием, добротой, любовью и заботой.
В нашей стране пение не принято считать чем-то особым. Данный вид искусства доступен каждому. Все мы периодически напеваем понравившиеся мелодии, поем с друзьями за столом или, например, в караоке. И при этом большинство людей абсолютно не владеют никаким музыкальным образованием. Но когда в семье появляется малыш, родители начинаются задумываться над тем, каким образом можно развить голос ребенка, стоит ли это делать, и когда лучше всего начинать.
Пение - для детей очень важно, особенно с дошкольного возраста и им действительно нужно заниматься. Кроме того, что веселые детские песенки, напевы и мелодии способны зарядить малыша положительными эмоциями, они еще и оказывают благотворное влияние на нервную систему ребенка, развивают его память и внимание, являются отличной базой для развития речи ребенка, укрепляя голосовой аппарат и совершенствуя у него дикцию.
- Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста?
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса.
Исследователи природы детского голоса Е. И. Алмазов, Н. А. Бернштейн, Е. В. Гурьянов, Т. Г. Егоров, Н. А. Крестовников, К. Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. Важность певческой деятельности для детей определяется сензитивностью детского возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, а также влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности, песенное творчество также является не исключение. Так как она является одна из наиболее массовых и существенных компонентов традиционной культуры, определяется необходимостью его сохранения в условиях глобализации и натиска так называемой «массовой культуры». Именно в период детства важно реализовывать творческий потенциал развития ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщать детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Опыт работы музыкальных педагогов во многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Воспитание слуха и голоса сказывается на формирование речи, а речь, как известно, является основой мышления. Очевидно воздействие, при планомерном вокальном воспитании, благоприятное действие на физическое развитие детей, на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхательную систему, тесно связана с сердечно - сосудистой системой, следовательно, дети, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляют свое здоровье. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.
Огромные возможности для музыкального развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию это пение в хоре, участие в ансамблях, в праздничных сценариях, развлечениях, концертах, выступлениях на сцене, участие в песенных конкурсах.
Цель дошкольного учреждения: развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижение данной цели способствуют этому решению следующие задачи:
1. образовательные – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
2. развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;
3. воспитательные - Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Система работы музыкального руководителя по развитию вокально-певческих навыков осуществляется в трех направлениях:
с педагогами детского сада, реализуется по этому вопросу через следующие формы работы – консультации, мастер-классы., круглые столы, дискуссии, с родителями воспитанников ,организуются также консультации, совместные развлечения, досуги, концерты различные кружки на музыкальную тематику.
С воспитанниками – занятия, индивидуальная работа осуществляется, постановкой театральной деятельности, в рамках организации кружковой работы в дошкольном учреждении.
Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая певческими вокальными навыками (четкой дикцией, правильному звукообразованию и дыханию, чистому интонированию) и хоровыми навыками (стройности и слитности звучания по времени, силе, характеру, одним словом - к хоровому пению или ансамблю.
- Дыхание как главный и важный механизм в певческом процессе развития у детей дошкольного возраста?
Дыхание является важнейшим механизмом в певческом процессе. Владея техникой певческого дыхания, ребенок интуитивно подстраивается под особенности текста конкретной песни. (применяемые упражнения для развития дыхания).
учить нет смысла никакому другому вдоху, кроме быстрого и бесшумного. Длина певческого выдоха не столько связана с количеством воздуха в легких, а больше зависит от работы гортани и формы рупора» в этом хорошо раскрыта тема в полном масштабе в работе технологии развития голоса у детей дошкольного возраста в программе по адаптированной системе (В. В. Емельянова).
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений и певческих навыков: Работа по постановке детского певческого голоса начинается уже в младшем дошкольном возрасте, но проводится очень осторожно и постепенно. На первом этапе им доступно только подпевание, воспроизведения, звукоподражаний («мяуканье кошки», «лай маленькой собачки»).
Далее для «разогревания» певческого аппарата и способности к пению проводиться два этапа артикуляционной гимнастики.
1.Внешняя – массаж языка, губ, щёк, резонирующий массаж - Головное звучание - это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста, организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования, Очень важно освободить артикуляционный аппарат ребенка, его нижнюю челюсть. Этому может помочь упражнение «Оса», предложенное Д. Е. Огородновым. Открыв рот, ребенок пальцами обеих рук как бы соединяет щеки между зубами верхней и нижней челюсти («талия осы»).
2.Внутреняя-(«формирования рупора»);дикция-работа над гласными и согласными правильного произношения и интонации звука и тембра звучания.
Также по адаптированной системе Емельянова включают в себя упражнения для развития голоса ребенка.
Это голосовые игры и фонопедические упражнения, позволяющие овладеть механизмом автоматического перевода гортани из одного режима работы в другой, они учат мягко и естественно преодолевать межрегистровый голосовой порог, расширять голосовые диапазоны детей дошкольного возраста.
Также используются методики основанные на ступенях лада (1-3-5(на слоги).
Использование звуко-высотного жеста (высокое, среднее, низкое положение руки). Движением руки показываем, как петь: выше или ниже, или на одном звуке («Андрей-воробей» р. н. п., что помогает им точнее интонировать звуки.
Для оптимальной организации всего певческого аппарата необходима Правильная осанка в пении: корпус и плечи чуть откинуты назад и без напряжения как бы опираются на поясничные позвонки, что создает условия для свободной работы гортани.
2. Основные приемы развития голоса относиться к звукообразованию, ритмическому ансамблю и выразительности исполнения детей дошкольного возраста.
Для развития хорошей дикции, четкого произношения, ритмического ансамбля и подвижности нижней челюсти используем прием моделирования темпа от медленного до быстрого (речевое, двигательное, графическое) и т.д.
Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, различные потешки, прибаутки, заклички, пальчиковые игры, стихотворения.
«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящем в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность.
Результаты такой работы показывают повышение интереса у детей к певческой деятельности, усовершенствование специальных вокальных навыков : певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.) ; дети обретают навыки следования дирижерским указаниям; слуховым навыкам (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания) .
Эта работа требует огромного внимания и времени, поэтому в перспективе продолжать совершенствование вокальных навыков в процессе осваивания песенного материала. Достижение выразительности исполнения за счет мимики, тембра голоса, динамических оттенков, фразировки, чистоты интонации, дикции, темпа и др. навыков, добиваться художественного и технического единство исполнения произведения, выявлять и развивать творческий потенциал воспитанников, расширять формы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам музыкального образования.
- Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста.
Основная цель музыкально-дидактических игр-это формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развитие чувства ритма, тембра и динамического слуха у детей, также к побуждение их к самостоятельным действиям.
Музыкально-Дидактические игры должны обогащать детей новыми интересными впечатлениями, развивать у них самостоятельность, способность к восприятию различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность этих игр в том что они открывают перед ребенком путь применения полученных навыков в жизненной практике.
Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны для ребенка дошкольного возраста. Только тогда они станут для него «своеобразным возбудителем» –желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные навыки, но у них формируются необходимы черты личности самого ребенка
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры, использующиеся в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
В детском саду дети поют песни различного характера. Одни песни поються отрывисто и протяжно, другие легко и напевно. Поэтому дети начинают понимать, что бы исполнить то или иное настроение эти песни надо спеть по разному. Вот поэтому для закрепления той или иной песни в детском саду используются методики музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста типа «Волшебный волчок» которую можно проводить в несколько вариантах. Благодаря этим умственным играм дети определяют данную песню по вступлению, запеву или припеву или мелодии исполняющиеся на музыкальных инструментах. Также дети могут узнать данное исполнение песни по музыкальной фразе звучащая в этой песни спетой всеми или кем то одним ребенком, дети часто обращаться к песни что бы выразить через нее свое настроение.При исполнении песен детей учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогаю почувствовать в ребенке красоту звучания мелодии, особенно когда данная мелодия звучит тихо. Поэтому в свободное время от занятий с детьми целесообразно проводить музыкально-дидактических игры связанные с пением типа («Музыкальный магазин»). В таких играх у детей развивается чувство товарищества и ответственности
Также не мало важную роль в развития вокальных способностей у детей и чувства ритма играют распевки.
Распевку «Бубенчики» можно использовать по разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально- дидактической игры. Раздают карточки на которых изображены три колокольчика, разные по цвету, соответствующего звучанию того или иного колокольчика.
В старшем дошкольном возрасте проводиться более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности, распевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся н находить в мелодиях два коротких и один длинный звук.
Для развития ритмического чувства используются различные музыкальные инструменты (металлофон, акардеон.фортепьяно и другие).
Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например можно использовать для этого народные прибаутки. Вот поэтому музыкальные-дидактические игры направлены на развитие, разных музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Также существуют игры направленные на развития у детей звуко-высотного слуха, чувства ритма, тембра и диатонического слуха для развития детского творчества.
Использованные программы :
Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития; [Программа "Из детства - в отрочество"]. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2004. - 172, [1] с. : нот.
Парциальные программы дополнительного образования:
Костина, Э. П. Камертон : программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста
Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Литература:
1.Журнал музыкальный руководитель№1,2006г, ст.» Учите петь хором»
2.» Учите детей петь»: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-7 лет сост. Г.М Орлова, С.И Бекина. -М:» Просвещение,1987г.
3.» Музыкально дидактические игры для дошкольников», Н.Г. Кононова, Москва» Просвещение»,1982г.