Подготовка к обучению грамоте

Низамова Зиля Семигулловна

     В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться читать и писать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Особые трудности в проведении звукового анализа слов наблюдаются у детей с фонетико фонематическими нарушениями речи.

      Мною было проведено обследование сформированности навыка звукового и слогового анализа и синтеза у детей старшей и подготовительной группы. Детям задавались следующие вопросы:

-Назови сколько слогов в слове «дом», «карандаш»;

-Назови 1-ый звук в слове «крыша», последний звук в слове «стакан», 3-ий звук в слове «школа;

- Назови сколько звуков в слове «рак», «сумка»

        Результаты обследования показали, что у детей с нарушениями звукопроизношения преобладающим является уровень ниже среднего и средний, в то время как у детей с нормальным звукопроизношением преобладающим является средний уровень и уровень выше среднего. Кроме того, среди детей с нарушениями звукопроизношения имелись дети с очень низким уровнем развития. Если говорить в процентном соотношении, то среди детей с нарушениями звукопроизношения:

45% - имеют средний уровень развития;

45% - имеют уровень ниже среднего;

10% - имеют низкий уровень развития.

      Следует отметить, что средний уровень развития в основном  имеют те дети, у которых нарушено произношение всего лишь  одного звука или звуков одной группы (р,рь). Дети же  имеющие нарушения произношения нескольких групп звуков (например ш, ж, л, р, рь )имеют уровень ниже среднего.

   Таким образом, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников с нарушениями звукопроизношения. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.     

  Работа по подготовке к обучению грамоте предполагает решение следующих задач:

  1. научить выделять первый и последний звук в слове;

 

  1.  научить определять место звука в слове;
  2. научить подбирать слова на определенный звук;
  3. научить определять количество звуков и последовательность звуков в слове;
  4. научить делить слова на слоги, определять количество и  последовательность слогов в слове

       При развитии умения выделять в слове первый и последний звук сначала учат ребенка

выделять  в слове первый ударный гласный звук (Облако, Утка,  Аня, Иволга), последний

ударный гласный звук (перО , бегУ, облакА, очкИ).  Затем переходят  к развитию умения

выделять, на слух первый  и последний согласный звук. Начинать следует со звуков С, З,

 М, Н, Л, Х (Хлеб, Свет, Шапка –  для выделения первого звука; ноС, камыШ, моХ –

выделения последнего звука). После  того, как   ребенок научился определять  на  слух,

можно начать закреплять в картинках. Ребенку предлагаются игры:  «Назови  1 звук в

картинках»,  «Назови последний звук в картинках», «Найди картинки, начинающиеся

(заканчивающиеся) на звук…»,  «Найди картинки, начинающиеся (заканчивающиеся) на

 одинаковый звук»,  «Придумай слово, начинающееся (заканчивающееся) на звук…».

      Для развития (закрепления)  умения определять место звука в слове, ребенку

предлагаются  следующие  игры:

 «Положи  кружок в нужный квадрат» 

Ребенку  предлагается полоска, разделенная на 3 квадрата и красный кружочек, и дается следующая инструкция: «Я буду произносить слова, в этих словах будет жить звук С. Если ты услышишь звук С в начале слова -ты поставишь кружочек в 1-ый квадрат, если в середине слова – во 2-ой квадрат, если в конце слова в 3-ий квадрат» Далее ребенку предлагаются слова: Собака, Стол, ананаС, каСка, миска и т.д. Часто ребенку бывает трудным выделять звук в середине. Тогда нужно предлагать слова только с определенным звуком в начале или конце, и лишь затем предлагать слова с определенным звуком в середине.

 «Подними подходящую картинку»                                           

Ребенку предлагаются 3 картинки с изображением лодки, вилки и бокала, под каждым рисунком закрашен соответствующий квадрат: под лдокой-1 квадрат, под вилкой-2-ой и т.д.. С ребенком разбирается каждая картинка, анализируется место звука в слове. Затем ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты будешь поднимать соответствующую  картинку.  Если звук Л будет слышен  в начале слова- ты поднимешь картинку с изображением лодки, если в середине- с изображением вилки, если в конце слова- с изображением бокала».

«Найди картинки, подходящие к схеме».


Ребенку даются   3 полоски разделенные на 3 части, в 1-ой закрашен 1 квадрат, во 2-ой-второй квадрат, в 3-ей – последний квадрат. Ребенку предлагается поиграть с определенным звуком.  показываются картинки – он должен определить место звука в слове и поднять соответствующую полоску.                                                                                                                                                                                     

Также предлагается задание: «Повтори слово» 

Ребенку дается инструкция: « Я буду произносить слова, а ты будешь повторяй за мной только те , в которых  звук Л стоит в середине (конце, начале) слова».

      Для развития умения соединять звуки в слова ребенку предлагаются игра: «Собери

слово». Взрослый произносит звуки с паузой , ребенок соединяет  их в слово:  К  О  Т- кот. 

Далее переходят к  словам из 2-х открытых слогов:  П И Л А – пила, затем к словам с

закрытым и открытым слогом, типа М О С Т Ы – мосты, П Е С О К - песок

     При развитии умения определять последовательность и количество звуков в слове

необходимо начинать работу с гласных звуков. Сначала учим на слух определять

количество звуков. (АУ ,УА,ОИ -сколько звуков, какой звук первый, второй)  Затем

переходим к коротким слова, типа НОС, СОМ, МОХ. 

      Предлагаем ребенку игру «Телевизор»

Ребенку дается инструкция: «Посмотри на картинки и определи в них первые звуки.  Соедини первые звуки  и угадай слово, которое появится на экране телевизора. Назови 1,2,3 звук в слове»                                    

    Позже ребенку предлагают угадать слово по последним звукам в картинках

      Затем предлагаем ребенку на слух определить  количество и последовательность

звуков в словах, состоящих из 4-х звуков, из 5 звуков (САДИК, КАСКА).

     Предлагаем игру: «Пирамидка»

Ребенку дается инструкция: «Посмотри на картинки. В самый верх пирамидки нужно поместить картинки, состоящие из 3-х звуков, в самый низ - картинки, состоящие из 5-ти звуков, а в середке должны быть картинки из 4-х звуков                        

                              

Предлагается игра: «Выложи слово из букв»

Взрослый произноси слово – ребенок выкладывает из букв . Позже взрослым показывается

картинка, но не называется – ребенок выкладывает слово из букв.