Индивидуальный план развития старшего воспитателя на 2015-2020 год.

Индивидульный план старшего воспитателя на 2015-2020 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr_alsu_star_vosp.docx95.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида "Ак каен" города Буинска Буинского района Республики Татарстан

План по самообразованию

старшего воспитателя

Фатхулловой Алсу Миннисламовны

тема: «Методическое сопровождение педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию

дошкольников в условиях ФГОС ДОУ»

2015-2020 учебный годы

Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью.

В. А. Сухомлинский

«Детство - каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

    Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг. » утверждена постановлением        Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».

     Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

    Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

     Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно по этому исходя из вышеизложенного целью моей работы по самообразованию является: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. Расширение представления детей дошкольного возраста о Родине.

Задачи:

Совершенствование педагогического мастерства воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию.

Активизировать уважительное отношение к человеку – труженику, результатом его труда, защитникам Отечества, государственной символике.

   Задачей педагогов является — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края) ; труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Именно поэтому,  основным аспектом моей темы самообразования посвящена вопросу: «Методическое сопровождение педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Быть  патриотом  –  значит  ощущать  себя  неотъемлемой  частью  Отечества.  Это сложное  чувство  возникает  у  человека  еще  в  дошкольном  детстве,  когда  у  ребенка  в  ходе воспитания  любви  к  своим  ближним,  к  детскому  саду,  к  родным  местам  и  родной  стране  в сознании  ребенка  постепенно  закладываются  основы  ценностного  отношения  к окружающему миру.

Родина,  Отечество…  В  корнях  этих  слов  близкие  каждому  образы:  мать,  отец, родители – те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос  о том, какими должны  быть содержание  и  методы  патриотического  воспитания  в  детском  саду,  встанем  на  путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры. Патриотические  чувства  воспитываются  у человека  в  процессе  всей жизни  и  бытия человека  в  рамках  конкретной  социокультурной  среды.  Люди  с  момента  рождения

инстинктивно,  естественно  и  незаметно  вживаются  в  окружающую  их  среду,  природу  и культуру  своей  страны,  к  бытовому  укладу  своего  народа.  Поэтому  базой  формирования патриотизма  являются  глубинные  чувства  любви  и  привязанности  к  своей  культуре  и своему  народу,  к  своей  земле,  воспринимаемой  в  качестве  родной,  естественной  и

привычной  среды  обитания  человека.  Это  патриотическое  воспитание  в  широком  смысле слова. Суть  патриотического  воспитания  дошкольника  состоит  в  том,  чтобы  посеять  ивзрастить  в  детской  душе  семена  любви  к  родной  природе,  к  родному  дому  и  семье,  кистории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ребенку людей, тех, когозовут соотечественниками. Любовь  маленького  ребенка-дошкольника  к  Родине  начинается  с  отношения  ксамым  близким  людям  – отцу, матери,  дедушке,  бабушке,  с  любви  к  своему  дому,  улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Для оказания методической поддержки и повышения профессионального мастерства педагогов мною был составлен план поэтапной работы патриотического воспитания.

 1. Ознакомление педагогов с историей  родного города.

2.  Введение  краеведческого  материала  в  работу  педагогов.  

3.  Привлечение    педагогов и детей  к  участию  в  городских  праздниках  с  тем,  чтобы  они  имели возможность  окунуться  в  атмосферу  общей  радости  и  веселья,  познакомиться  с  жителями города –  носителями социокультурных традиций в районе ремесел, песни, танца  и т.д.

В  процессе  методического  сопровождения я хотела бы использовать   разнообразные  методы  и приемы.

 Мной будут разработаны анкеты  для педагогов, чтобы выявить проблему, над, которым нужно больше работать с педагогами в области нравственно патриотического воспитания   дошкольников.

С  целью  повышения  профессиональной  компетентности  педагогов в данной сфере  я  разработала тематический план для старших дошкольников. (см. приложения №1)

Одной из эффективных форм методической работы являются обучающие семинары. Необходимым условием их проведения является посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность. В ДОУ такие семинары будут проводиться ежеквартально. Семинарские занятия помогают более глубоко вникнуть в суть проблемы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, овладеть методами и приемами данной работы. В этом году запланировано  проведение 3 семинара.

Семинар-практикум,  в  ходе  которого будет использоваться  методика  интерактивного обучения:  воспитатели  совместно будут изучать  методическую  литературу,  проблемные ситуации, делиться опытом. Семинар будет проводится поэтапно.

Тема  первого  занятия  звучит  так:  «Теоретические  основы патриотического  воспитания  детей  дошкольного  возраста».  Целью   семинара будет знакомство  воспитателей с историей проблемы и современными подходами к ней и анализ содержания патриотического воспитания по комплексным и парциальным программам.

На  втором  занятии  воспитатели  знакомятся  с  этапами,  формами  и  методами патриотического  воспитания. Воспитателям  будут  даны  методические  рекомендации  по  теме: «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Целью  третьего  занятия  по  теме  «Презентация  конспектов  занятий,  экскурсий, игр  по  патриотическому  воспитанию»   анализ  разработанных  конспектов,  развитие проектировочных  и  презентативных  умений,  оценка  креативных  способностей  педагогов.

На  заключительном  четвертом этапе  будет  проведен  педагогический  совет «Итоги  работы  по повышению профессиональной подготовки воспитателей».

При отборе содержания методического материала я основываюсь на принципах научности, деятельного характера обучения, вариативности и системности. Логика построения таких семинаров, как правило, определяется следующей структурой: от общих концептуальных проблем развития ребёнка на современном этапе – к характеристике интегративных подходов к нравственно – патриотическому воспитанию в разных видах деятельности.

Мною будет рекомендовано воспитателям проводить тематические занятия  такие как: «СИМВОЛЫ РОССИИ КОМПЛЕКНОЕ ЗАНЯТИЕ С  ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»,

«НАША РОДИНА – РОССИЯ». ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОКРУЖАЮЩИМ,

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ БУИНСК» ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

Приложение №2 Анкета для педагогов

1.  Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2.  Правомерно  ли  говорить  о  патриотическом  воспитании  применительно  к  детям дошкольного возраста?

3.  Обладаете  ли  Вы  личностными  качествами,  которые  могут  служить

положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4.  Считаете  ли  Вы  нужным  увеличить  запас  знаний  по  истории  и  географии России?

5.  Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6.  Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором живете?

7.  Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность Вашей речи донести до сознания детей информацию о проблеме патриотического воспитания?

8.  Можете  ли  Вы  проектировать  и  планировать  работу  по  данному  направлению  с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9.  Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10.  Правильно  ли  организована  в  групповой  комнате  предметно-развивающая  среда (подобран  ли  демонстрационный  материал  и  дидактические  игры)  по  патриотическому воспитанию?

11.  Проводите ли Вы игры развлечения по теме?

12.  Востребована  ли  Вами  тема  патриотического  воспитания  детей  в  работе  с семьей?

Методические рекомендации педагогам.

«Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Основные  задачи:  формирование  нравственно  полноценного  ношения  и  чувства сопричастности  к  семье,  городу,  стране;  к  природе  родного  края;  к  культурному  наследию своего  народа.  Воспитание  чувства  собственного  достоинства  у  ребенка  как  представителя

своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей. Особенностями  проявления  патриотических  чувств  у  детей  дошкольного  возраста являются  скоротечность  и  ситуативность.  Ребенка  может  взволновать  только  что

услышанный  рассказ  о  героическом  поступке,  но  затем  на  эти  впечатления  накладываются другие,  и  возникшее  первое  чувство  может  угаснуть,  поэтому,  как  отмечают  психологи,

необходимо  закрепить  это  чувство  в  многократных  переживаниях,  специально  создавая разнообразные ситуации. Передавая  детям  нания,  необходимо  учитывать,  что  они  должны  иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Важно  помнить,  что  мировоззрение  педагога,  его  личный  пример,  взгляды, суждения, активная жизненная позиция – наиболее действенные факторы воспитания. Чтобы  правильно  строить  работу  по  патриотическому  воспитанию,  за  основу необходимо взять следующие документы:

Государственная  программа «Патриотическое  воспитание  граждан  Российской Федерации на 2001-2005годы». Закон РФ «Об образовании».

Национальная доктрина образования в РФ. В  процессе  работы  по  патриотическому  воспитанию  дошкольников  решаются следующие задачи.

1.  Задачи эстетического и нравственного воспитания.

Самое  существенное  в  воспитании  нравственных  чувств  –  это  непосредственное проявление  их  в  реальных  практических  поступках.  Действенное  отношение  к окружающему  миру  проявляется  в  игре,  в  труде,  в  творческой  и  изобразительнойдеятельности, в общении и в повседневной жизни.

2.  Задачи физического воспитания.

Развитие  смелости,  ловкости(особенно  в  спортивных  играх  с  военно-патриотическим содержанием).

3.  Задачи трудового воспитания.

Поощрение  трудовой  деятельности  детей,  в  основе  которой  лежит  желание  сделать что-то  для  других.  Труд  с  общественной  отивацией  следует  организовывать  и  в  детском саду,  и  дома  систематически,  а  не  от  случая  к  случаю.  Труд  дошкольника  несложен, однако он необходим для формирования его личности.

Взрослые  должны  приучать  детей  добросовестно  относиться  к  любой  работе, добиваться  поставленной  цели,  воспитывать  у  них  бережное  отношение  к  общественному добру,  к  природе  родного  края.  Чтобы  дошкольник  понял  значение  результатов человеческого  труда,  ему  нужно  не  только  рассказывать  о  значимости  труда,  но  и показывать,  например,  как  выращивают  хлеб.  Но  еще  в  большей  степени  он  осознает необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам.

4.  Формирование бережного отношения к природе.

Важно,  чтобы  формирование  бережного  отношения  к  природе(уход  за  животными, работа  на  огороде,  подкормка  птиц,  выращивание  цветов,  овощей  и  т.д.)  сочеталось  с воспитанием  любви  к  родному  городу,  с  желанием  работать  вместе  с  взрослыми  по  его  лагоустройству(озеленение, субботники, уборка улиц).

Рекомендуемые методы работы.

·  Целевые прогулки и экскурсии.

·  Наблюдения (например,  позволяющие  видеть  трудовую жизнь  людей,  изменения в облике города, улицы и т.д.).

·  Рассказ и объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

·  Беседы о родном городе.

·  Использование  иллюстраций,  диафильмов,  детских  произведений(их

рассматривание и обсуждение).

·  Разучивание  песен  и  стихов  о  Родине,  пословиц,  поговорок,  чтение  сказок,

прослушивание музыкальных произведений.

·  Ознакомление  с  произведениями  народного  творчества(роспись,  вышивка  и т.д.).

·  Обогащение и стимулирование детского творчества.

·  Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

Литература по данной теме:

 Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

 Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

 Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье». Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

 Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

 Джесси Рассел «Воспитание»

 Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

 Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

«Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

 Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

 Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

Статьи:

 Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

 Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дощкольников»

 Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»

 Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»

Творческое сотрудничество по теме самообразования: с городской библиотекой и музеем  Буинска.

• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015.

Конкурсы по патриотическому воспитанию дошкольников